Время кентавров. Степная прародина греков и ариев Время кентавров. Степная прародина греков и ариев Эта научно-популярная книга написана всемирно известным ученым Л.С.Клейном, профессором, доктором исторических наук. В ней изложены результаты фундаментального исследования (находящегося в печати) о роли древних миграций в происхождении индоевропейцев. Обширные научные знания истории, антропологии, археологии и филологии позволяют Л.С.Клейну выдвинуть новую смелую гипотезу об археологической идентификации хеттов и фригийцев, о происхождении греков, армян, йндоариев и иранцев. Истоки этих народов автор усматривает в южнорусских и украинских степях. Привлечение индийской и греческой мифологии позволяет расшифровать древнейшие образы в искусстве степного энеолита (петроглифы и изваяния). В книге более 200 иллюстраций, включая фото, карты и схемы. Отменный литературный стиль и прозрачный доступный язык делает эту увлекательную книгу интересной для широкого круга читателей. Евразия 978-5-8171-0367-3
692 руб.
Russian
Каталог товаров

Время кентавров. Степная прародина греков и ариев

  • Автор: Лев Клейн
  • Твердый переплет. Целлофанированная или лакированная
  • Издательство: Евразия
  • Кол. страниц: 528
  • ISBN: 978-5-8171-0367-3
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре (1)
  • Отзывы ReadRate
Эта научно-популярная книга написана всемирно известным ученым Л.С.Клейном, профессором, доктором исторических наук. В ней изложены результаты фундаментального исследования (находящегося в печати) о роли древних миграций в происхождении индоевропейцев. Обширные научные знания истории, антропологии, археологии и филологии позволяют Л.С.Клейну выдвинуть новую смелую гипотезу об археологической идентификации хеттов и фригийцев, о происхождении греков, армян, йндоариев и иранцев. Истоки этих народов автор усматривает в южнорусских и украинских степях. Привлечение индийской и греческой мифологии позволяет расшифровать древнейшие образы в искусстве степного энеолита (петроглифы и изваяния). В книге более 200 иллюстраций, включая фото, карты и схемы.

Отменный литературный стиль и прозрачный доступный язык делает эту увлекательную книгу интересной для широкого круга читателей.
Отрывок из книги «Время кентавров. Степная прародина греков и ариев»
Введение 1. Монстры и реалии. Эту книгу я задумал давно, несколько десятилетий назад, и название запланировал тогда же. Носился с этими планами, делился ими с коллегами и студентами. Один бывший студент-археолог даже скопировал название и быстренько опубликовал (1994) статью «Эра кентавра», но развить ее не сумел. Тема не поддается сходу. В 80-е годы я посылал отрывки в журнал «Знание – сила». Там меня охотно печатали, но на сей раз два очерка напечатали, остальные не стали: слишком пространные, а сокращать было жаль. «Получается книга, – сказали. – Книгой и надо печатать». Книга созревала долго.

Время кентавров - для меня не вполне фигуральное выражение. Я назвал так эту книгу о событиях на заре медного века потому, что действительно отношу к этой поре появление кентавров в мифологии европейцев, и у меня есть основания для этого. Кентавров, дракона, циклопа, единорога, цербера и других монстров. Памятники, которые я связываю с ними, разбросаны широко по степям Евразии, а вся их проблематика завязана на происхождении некоторых очень заметных индоевропейских народов. Тех, древняя история которых прошла через наши степи (ариев, греков и других), но их происхождение – это только часть происхождения индоевропейцев вообще.

В 2001 г. в журнале «Знание – сила» (№ 4) вышла статья Сергея Смирнова «Эпоха кентавров». Идея та же, что у ряда других исследователей. Все они (в том числе и тот шустрый студент) независимо друг от друга предположили, что реальными прототипами кентавров были всадники, что незнакомые с лошадьми народы принимали всадников с конями за цельные существа. Соответственно эти исследователи искали зарождение образа на рубеже между степняками и земледельческими народами. Исследователи опирались при этом на восприятие конных европейских конкистадоров американскими индейцами – те были в ужасе, принимая всадников за чудовища. Такие же впечатления греков могли породить миф о кентаврах. Идея, очень похожая на правду, подкрепленная фактами (индейцы!), но, тем не менее, неверная. Кентавры появились раньше, чем всадники. Да и какие реальные прототипы искать за трехглавым псом Цербером, за Единорогом, за огнедышащим драконом?

В древней Греции был историк Эвгемер (IV – III вв. до н. э.), который, не веря в чудеса, придумывал простые рациональные объяснения всяким мифическим сведениям о чудесных явлениях. Богами, де, объявили себя земные цари и приписали себе чудесные свойства. Такие правдоподобные наивно-рационалистические объяснения принято называть эвгемерическими. Всадники в основе кентавров – это эвгемерическое объяснение. Эвгемерические объяснения всё чрезмерно упрощают и обычно не работают. Процессы формирования мифологии гораздо сложнее. Земные явления, конечно, влияли на оформление небесных, но образы мифологии зарождались не из прямого отражения реалий. Не было реальных прототипов у сфинксов и нимф, у ангелов и леших, у ассирийских керубов, которые сами были прототипами библейских херувимов. Мифологические образы не нуждались в реальных прототипах.

Но поскольку у разных индоевропейских народов мифология оказывается схожей, зарождение ее образов определенно связано с контактами или родством индоевропейских народов, возможно, с их общим происхождением.



2. Подступ к этногенезу. Загадками происхождения народов я увлекся с юности. Корни славян обладали для меня неизъяснимой притягательностью, истоки индоевропейцев манили тайнами, готовыми раскрыться. Оно и понятно: я воспитан в русской культуре, мой родной язык – русский, с ранних лет обучился также польскому, а мое еврейское происхождение не противоречило этим увлечениям: тот еврейский, который звучал у пожилых соседей (йидиш), был обычным для восточноевропейских евреев диалектом немецкого, то есть тоже индоевропейским языком. Я стал хорошо понимать его, когда выучил немецкий. О том еврейском (иврит), на котором сейчас говорит население государства Израиль и который, как и арабский, принадлежит к семитской, а не индоевропейской семье языков, тогда, до войны, мало кто слышал. Язык этот был создан искусственно на базе древневрейского (языка Библии).

Тогда я еще не знал, что евреи изначально отличались от других семитов сильной примесью индоевропейской крови – Палестина была в XIII – XII веках до н. э. захвачена индоевропейцами (письменные источники подтверждаются археологией) и от них получила свое название. Потом эти пришельцы смешались с евреями, и оттого евреи так заметно отличаются своим физическим обликом от других семитов, например, арабов. Среди евреев много голубоглазых, сероглазых, рыжих, а среди арабов - найдите рыжего!

Конечно, держались в нашей семье и некоторые традиции, присущие ассимилированным российским евреям: культ образованности, неприятие пьянства, уважение к либеральным ценностям, но это, пожалуй, всё. Иудейской религии в нашей семье не было уже за три поколения до меня. Не было никакой религии. Уже дед был неверующим. Но не было и коммунистических убеждений. Дед был фабрикантом, отец – врачом, Гражданскую войну он провел в белой армии – у Деникина. Ни дед, ни отец, ни я в партию не вступали.

Православие нашу семью также не охватило. К православной религии и к славянскому язычеству я относился с одинаковым чисто научным любопытством. Даже, пожалуй, к язычеству – с более живым. Это нашло выражение в книге, написаной в старости - «Воскрешение Перуна» (однако, отношение к неоязычеству – негативное). Обычные для интеллигенции свободомыслие и атеизм сказались в интересе к рациональному распутыванию загадок мифологии – это тоже стало моим увлечением.

Таковы были обстоятельства, обусловившие мои научные интересы. Эти интересы были тесно взаимосвязаны. Еще в раней юности я понял, что этногенез (вопросы происхождения народов) решается только комплексно, кооперацией нескольких наук, синтезом разных видов источников. Что для проникновения в эти тайны требуется изучение разных сфер: языка, мифологии, археологических материалов, физического типа человека.

Так получилось, что мне удалось поступить сразу на два факультета Ленинградского университета. На филологическом факультете моим руководителем стал професор Владимир Яковлевич Пропп, один из основателей структурализма, специалист по фольклору и мифологии – cовершенно обаятельный человек. Я слушал также лекции крупнейших лингвистов академика И. И. Мещанинова, профессора С. Д. Кацнельсона, занимался в семинаре академика Б. А. Ларина. На историческом факультете я учился на кафедре археологии, где моим руководителем был профессор Михаил Илларионович Артамонов. Фигура величественная и сложная, он был директором Эрмитажа. А слушал я также лекции Б. Б. Пиотровского, А. П. Окладникова (позже академиков) и других выдающихся археологов. У меня накапливались знания по археологии, лингвистике, фольклористике (мифологии) и антропологии.

Сам же я много занимался методологией и теорией науки с целью научиться синтезировать данные разных наук. Занимался этим тоже смолоду. Еще студентом второго курса сделал нахальный доклад «Основы советской этногенетики» - предложил заложить новую науку, синтезирующую данные ряда наук. Не бросал эту идею и позже, когда стал профессором Университета.

Довелось много лет преподавать в Ленинградском – Петербургском Университете, преподавал также в университетах Венском, Западно-Берлинском, Копенгагенском, Даремском, Люблянском, в университетах Турку, Вашингтона и других. Читал лекции и доклады в Кембридже, Оксфорде, Стокгольме, Мадриде. Обзавелся я и собственными учениками, из которых многие стали сами профессорами, некоторые академиками. Вот уже более полувека, как я занимаюсь разными аспектами проблемы этногенеза индоевропейцев.

Сейчас по мере сил попытался обобщить то, что науке известно о происхождении индоевропейцев. Эта книга является популярной версией профессионального изложения большого исследования, с которым я выступил параллельно – «Древние миграции и происхождение индоевропейских народов». Я докладывал его целый год по главам в Институте лингвистических исследований Российской Академии Наук. Участники обсуждения – очень профессиональная среда: два академика, дюжина докторов наук, кандидаты наук. Не только сотрудники Института лингвистических исследований, но и других институтов РАН – истории материальной культуры, восточных рукописей, Музея истории религии, Музея антропологии и этнографии, Эрмитажа, преподаватели и студенты университета. Коль скоро я уже стар (мне за восемьдесят), значительную часть аудитории составляли мои ученики. Однако это не смягчало их суждений – выражали свои сомнения, выдвигали свои гипотезы, спорили. В итоге я передал свою работу для публикации вместе со всеми обсуждениями, поскольку и дискуссии должны быть интересны читателю.

Всё же широкому кругу читателей та книга будет, вероятно, не очень доступна: для чтения требуется специальное образование. Но тема может считаться ясной самому исследователю только на том уровне, когда он может внятно изложить ее образованному читателю, не подготовленному профессионально. Это я и пытаюсь здесь сделать.
Содержание
Оглавление
Введение 5
1. Монстры и реалии 7
2. Подступ к этногенезу 8
I. Рождение Европы 11
1. Миф о Европе 13
2. Индоевропейское родство 16
3. Праязык, пранарод и прародина 19
4. Лингвистическая реконструкция 20
5. Пять гипотез о прародине 23
6. Ветвление индоевропейского древа 27
7. Суодеш и его глоттохронология 33
8. Возможности и границы археологии 36
9. Миграции 39
10. Шажками или прыжком? 45
11. Проблема чистоты исследования 46
12. Трамплин 47
II. Приход греков 49
1. Почему «приход греков»? 51
2. «Народы моря» 53
3. Микенские династы 63
4. С апсидными конурами 75
5. Греки, хетты и лувийцы 81
6. Троя и Среднее Подунавье 84
7. Хетты и катастрофы в Азии 88
8. Хетто-лувийцы в Греции? 91
9. Испокон веков? 96
10. Невидимые миграции 98
11. Неуловимые протогреки 100
12. Следы протогреков 103
13. Откуда они пришли? 109
III. Гордиев узел 111
1. Языковые древеса 113
2. Грекоарии и армяне на индоевропейском древе 115
3. Связующие изоглоссы 119
4. Происхождение армян 123
5. Историческое предание и лингвистика 126
6. Троянская война 130
7. Хетты, ахейцы и Троя 133
8. Илион без Троянской войны 139
9. «Пришли фригийцы…» 146
10. Троянская война в новом свете 150
11. Народы-невидимки 155
12. Фригийцы — бхриги - мушк 158
13. Хронология вторжения в Малую Азию 159
14. Археологическая идентификация мигрантов 161
15. Прародина армянофригийцев и грекоариев 161
IV. Прародина ариев 163
1. Запоздалое прозрение 165
2. Проблема 165
3. Арии Ригведы и Авесты 166
4. Ближние поиски 170
5. Окаменевшие слова 173
6. Прародина индоариев 174
7. От лесных шаманов 175
8. Где они камлали? 177
9. Распределение заимствований 180
10. Индия на Кубани? 182
11. От Скифии до Индии 183
12. Погребенные в катакомбах 186
13. Следы на путях 190
V. Предки ведических ариев 195
1. Аргументация преемственности 197
2. Готовность к открытию 197
3. Новый подход 199
4. Как у барона Мюнхгаузена 201
5. Эта вечная свадебная ночь… 203
6. Земляной дом 205
7. Курильницы для птиц? 206
8. Красная смерть 208
9. Игра в кости 208
10. Оружие Индры 209
11. Коронное доказательство 212
12. Из Палестины в Индию? 217
13. Цепная реакция 219
VI. Птицы, собаки и погребальные костры 223
1. Враждующие братья 225
2. Что говорил Заратуштра 227
3. Арьянэм Вэджо и бобрихи 231
4. Ахуры против дайвов 233
5. Чем кормили Цербера? 235
6. Грифы на башнях 239
7. Рожденные в горшках 243
8. Бессмертие и огненный круг 247
9. У ворот в Индию 249
10. Горшки лицом к лицу 252
11. Носатые сосуды и Насатья 255
12. С Дуная к Инду 258
13. Предшественники Александра Македонского 260
VII. Каменные люди медного века 267
1. Три шага вглубь тысячелетий. Болваны на земле и под землей 269
2. Нашествие степняков? 274
3. Одесский курган 279
4. Два шага в сторону. Менгиры в Румынии и Франции 280
5. Еще два шага вглубь 283
6. И всё-таки еще шаг вглубь. Незамеченная сенсация 287
7. Шаг в другую сторону. Танцующие человечки и кавказский рекорд 289
8. Следы на камне 293
9. «Немые боги» заговорили 295
VIII. Майкоп: Азия, Европа? 299
1. Золото и красные кости 301
2. Раздвоение 303
3. Каски идут на север 304
4. Дырка для души и безголовые боги 306
5. Загробные собаки 313
6. Колесо на шесте 315
7. Колеса и колесницы 316
8. Майкопский узел 320
IX. Игры с богами 323
1. Катакомбная игра в кости 325
2. Новосвободненские цифры 328
3. Кубики и шестиричный счет 330
4. Альчики: 4 из 6 333
5. Происхождение нуля 335
6. Как игру совершенствовали 339
7. Какою игра пришла в Индию 345
8. Чатурашра 346
9. Игра с лесным духом и богиней 348
10. Доля царя 352
X. Тропой единорога 357
1. Головы без тела, скипетры без царей 359
2. «Скорченные и окрашенные» на Дунае 363
3. Маленькие хитрости, большие концепции 364
4. Ход конем 368
5. Арии, их потомки и предки 376
6. Еще раз о симферопольской плите 381
7. Реализация монстра 383
8. Укрощение Единорога 386
XI. Дракон в узде 389
1. Пришельцы, увековеченные в камне 391
2. «Зверинообразный убор» или «бычья рогатость»? 399
3. Типология сквозь классификацию 402
4. Слишком богатое искусство 403
5. Тучные и тощие быки 406
6. Трудный экскурс в хронологию 409
7. Звери, люди и боги 412
8. Китайский дракон? 413
9. Родина пришельцев 416
10. Всерьез о доброте дракона 419
11. Если в небе много солнц 421
12. Циклоп и Шива 422
XII. Кентавры повсюду 429
1. Миф без логики 431
2. Кентавры и их двойники 435
3. Родственники в Индии 440
4. Конь на карнавале 445
5. Россия — родина кентавров? 447
6. Хвостатый погонщик 451
7. «Керносовский идол» 454
8. Пояснения к эпиграфу 460
Заключение 461
1. Грекоарии — обобщение 463
2. Индоевропейцы в перспективе истории 465
Дополнительное чтение 469
Список рисунков 483
Список цветных иллюстраций 490
Штрихкод:   9785817103673
Аудитория:   Общая аудитория
Бумага:   Офсет
Масса:   820 г
Размеры:   222x 150x 34 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Научно-познавательная литература
Тип иллюстраций:   Черно-белые, Цветные, Фотографии цветные, Фотографии черно-белые, Схемы, Таблицы
Метки:  Близкие метки
Отзывы Рид.ру — Время кентавров. Степная прародина греков и ариев
Оцените первым!
Написать отзыв
1 покупатель оставил отзыв
По полезности
  • По полезности
  • По дате публикации
  • По рейтингу
3
04.09.2011 15:01
Великолепная книга великого эрудита археологии и лингвистики Л.С. Клейна.
Доступно и наглядно, много иллюстраций и карт.
Нет 0
Да 3
Полезен ли отзыв?
Отзывов на странице: 20. Всего: 1
Ваша оценка
Ваша рецензия
Проверить орфографию
0 / 3 000
Как Вас зовут?
 
Откуда Вы?
 
E-mail
?
 
Reader's код
?
 
Введите код
с картинки
 
Принять пользовательское соглашение
Ваш отзыв опубликован!
Ваш отзыв на товар «Время кентавров. Степная прародина греков и ариев» опубликован. Редактировать его и проследить за оценкой Вы можете
в Вашем Профиле во вкладке Отзывы


Ваш Reader's код: (отправлен на указанный Вами e-mail)
Сохраните его и используйте для авторизации на сайте, подписок, рецензий и при заказах для получения скидки.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить