Кризис развития ребенка 7 лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога Кризис развития ребенка 7 лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога В учебном пособии характеризуются особенности и психологическое содержание кризиса развития . Представлены диагностические методики, помогающие педагогу выявить характер и формы общения детей и родителей, детей со сверстниками, уровень самоопределения и личностного развития ребенка. Приводится система корректирующих занятий и ролевых игр, помогающих смягчить кризисные явления в развитии ребенка. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно педагогам и родителям. Academia 5-7695-1341-1
144 руб.
Russian
Каталог товаров

Кризис развития ребенка 7 лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебном пособии характеризуются особенности и психологическое содержание кризиса развития . Представлены диагностические методики, помогающие педагогу выявить характер и формы общения детей и родителей, детей со сверстниками, уровень самоопределения и личностного развития ребенка. Приводится система корректирующих занятий и ролевых игр, помогающих смягчить кризисные явления в развитии ребенка.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно педагогам и родителям.
Отрывок из книги «Кризис развития ребенка 7 лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога»
Введение. Психологическое содержание кризиса
развития ребенка 7 лет
В отечественной психологии вопросы, связанные с проблема-
ми переходного периода в развитии детей 6—7 лет, наиболее раз-
работаны в школе Л.С.Выготского. Тема кризиса развития ребен-
ка отражена в работах Л.И.Божович, Е.А.Бугрименко, А. Л.Вен-
гера, М.Г. Елагиной, А. В.Запорожца, Т.А.Нежновой, К.Н.По-
ливановой, Е.Е.Сапоговой, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконина,
Б.Д.Эльконина и др.
Кризис 7 лет, эмпирически описанный в истории возрастной
психологии одним из первых, относится к «малым» кризисам. Он
согласно периодизации психического развития в детском возрас-
те Д. Б.Эльконина лежит внутри одной эпохи детства, состоящей
из закономерно связанных между собой периодов — дошкольного
и младшего школьного. Внешние признаки его протекания могут
быть более или менее сглаженными, поэтому наблюдать апогей
(кульминацию) кризиса 7 лет не всегда возможно, что увеличи-
вает проблематичность выделения границ этого переходного пе-
риода. По поводу хронологических рамок кризиса 7 лет
выдвигаются различные предположения.
Распространено мнение, что время наступления кризиса 7 лет
связано с возрастом, знаменующим начало школьного обучения.
Г.В. Бурменская и др., понимая проблематичность определения
временно ґй отнесенности кризиса 7 лет, все-таки склонны рас-
сматривать его в «школьной части» жизни ребенка, считая, что
младший школьный возраст как фаза онтогенеза состоит из двух
возрастных отрезков: «кризиса семи лет как критического возрас-
таѕ и собственно младшего школьного возрастаѕ как периода
онтогенеза» [9, с. 46]. Окончание кризиса 7 лет, по мнению этих
исследователей, наступает тогда, когда на место проблем, свя-
занных с самим фактом подготовки и поступления в школу, при-
ходят проблемы, связанные с особенностями формирования и
функционирования новой ведущей деятельности — учебной. В со-
ответствии с данной точкой зрения интервал кризиса 7 лет при-
ходится «на первые месяцы школьной жизни» (там же, с. 47).
Вслед за Л.С.Выготским А.В.Запорожец [21], Д.Б.Эльконин
[61] считали, что начало кризиса зависит не от внешних измене-
ний в жизни ребенка, связанных с формальным началом обуче-
ния в школе по достижении им соответствующего возраста, а от
того, насколько полноценно «прожит», «завершен» дошкольный
период развития. Л.С.Выготский отмечал, что кризисы имеют внутреннее происхождение, заключаются в изменениях внутреннего
характера, «ѕвсякий новый шаг в развитии непосредственно оп-
ределяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложи-
лось и возникло в развитии на предшествующей стадии» [12,
с. 385]. Вследствие этого выход из кризиса становится возможным
в результате созревания возрастных новообразований и перестройки
социальной ситуации развития, которая обусловлена не только
объективным изменением взаимоотношений детей со взрослым,
но и обязательным адекватным отражением нового объективного
статуса ребенка в его переживании.
Г. А.Цукерман, следуя сложившейся традиции рассмотрения
этого возрастного периода, отказалась «от понимания кризиса
6 лет как точки, границы, разделяющей дошкольное и школьное
детство, материализованной в пороге класса и школьном звонке»
[52, с. 130]. Она считает, что кризис охватывает достаточно про-
должительный период жизни ребенка — 6 ± 1 год.
Современные хронологические рамки переходного — от до-
школьного к младшему школьному возрасту — периода находят-
ся, по данным Е.Е.Сапоговой [44], в интервале от 5 лет 6 мес до
7 лет 6 мес и, по данным Д. Б.Эльконина и др. [33], в интервале
от 6,0 до 7,0 лет.
Протекание кризисного возраста может быть зафиксировано в
изменении форм поведения ребенка. Особенности проявления кризисной симптоматики детей 6—7 лет описаны в
ряде работ отечественных психологов.
Л. С.Выготский, характеризуя «кризисного» ребенка при перехо-
де от дошкольного к младшему школьному возрасту, обращает вни-
мание на такую негативную симптоматику протекания этого перио-
да, как изменение внешнего поведения детей, которое становится
вычурным, искусственным, манерным, немотивированным.
Вслед за Л.С.Выготским симптоматику, связанную с трудно-
воспитуемостью, Л.И.Божович [7] описывает как раздражитель-
ность, конфликтность, капризность. Е.Е.Сапогова в своем иссле-
довании [44] приводит мнения родителей и воспитателей о таких
особенностях детей 6—7 лет, как трудности общения с ними,
дерзость, неусидчивость и др. К. Н.Поливанова выделяет такие
черты поведения ребенка, как его непослушание, требователь-
ность, упрямство, хитрость, чувствительность к критике и др. [37].
Кризисная симптоматика в развитии детей 6—7 лет, по мнению
исследователей, особенно ярко проявляется во взаимоотношени-
ях с близкими взрослыми в домашнем окружении.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
От авторов
Введение. Психологическое содержание кризиса развития ребенка

7 лет
Глава 1. Детско-родительское общение в период кризиса 7 лет

1.1. Особенности общения детей 6—7 лет со взрослыми

1.2. Диагностика содержания детско-родительского общения при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту

1.2.1. Опросник содержания общения родителей с ребенком — взрослый вариант (анкета-опросник для родителей «ОСОР-В»)

1.2.2. Опросник содержания общения родителей с ребенком — детский вариант (тест-опросник для детей «ОСОР-Д»)

Глава 2. Развитие возрастного самоопределения ребенка 6—7 лет в условиях группового общения

2.1. Диагностика возрастного статуса ребенка 6—7 лет

2.2. Групповое общение как форма занятий с детьми 6—7 лет в период возрастного кризиса

2.3. Принципы построения и организации занятий по разви- тию возрастного самоопределения детей 6—7 лет

2.4. Содержание основных модулей программы группового общения детей

2.5. Диагностика эффективности развивающей работы

Приложения

Приложение 1. Таблицы тестовых норм для родителей детей 6—7-летнего возраста в виде процентильных рангов (n = 483)

Приложение 2. Психологическое содержание кризиса 7 лет.

Тематический конспект

Приложение 3. Набор фигур для опросника «ОСОР-Д»

Литература
Аудитория:   18 и старше
Масса:   110 г
Размеры:   215x 145x 6 мм
Тираж:   20 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Таблицы
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить