Современный русский язык. историческое комментирование Современный русский язык. историческое комментирование Учебно-методическое пособие включает теоретическую и практическую части. В теоретической части дается сопоставление лексической, фонетической и морфологической систем древнерусского и современного русского языка. Практическая часть представляет собой систему семинарских занятий, включающую определение целей занятий, контрольные вопросы, упражнения на закрепление изученного материала, задания по анализу языкового материала школьных учебников, список рекомендуемой литературы. Показаны возможности использования историко-лингвистических сведений на уроках русского языка и литературы, в том числе в начальных классах, работающих по альтернативным учебным программам. Для студентов филологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендован также для преподавателей педагогических вузов и колледжей, учителей начальных классов школ. Academia 5-7695-1837-5
326 руб.
Russian
Каталог товаров

Современный русский язык. историческое комментирование

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебно-методическое пособие включает теоретическую и практическую части. В теоретической части дается сопоставление лексической, фонетической и морфологической систем древнерусского и современного русского языка. Практическая часть представляет собой систему семинарских занятий, включающую определение целей занятий, контрольные вопросы, упражнения на закрепление изученного материала, задания по анализу языкового материала школьных учебников, список рекомендуемой литературы. Показаны возможности использования историко-лингвистических сведений на уроках русского языка и литературы, в том числе в начальных классах, работающих по альтернативным учебным программам.

Для студентов филологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендован также для преподавателей педагогических вузов и колледжей, учителей начальных классов школ.
Отрывок из книги «Современный русский язык. историческое комментирование»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный этап развития российского общества характеризуется демократическими преобразованиями, которые привели к существенным изменениям в системе вузовского и школьного образования и с организационной, и с содержательной стороны. Акцент на гуманизацию и гуманитаризацию образования, внедрение вариативных программ и учебников в школах, национально-регионального компонента в учебные планы вузов требуют пересмотра подходов к профессиональной подготовке педагогических кадров.
Новый Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования Российской Федерации дифференцирует содержание образования по направлениям, специальностям и специализациям, усиливает его гуманистическую направленность. В числе первых образовательных областей — блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), среди которых важнейшая роль отводится русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
В то же время Государственный образовательный стандарт предусматривает широкий спектр дисциплин и курсов по выбору.
Для филологических факультетов и факультетов начального образования одним из курсов по выбору может стать «Современный русский язык. Историческое комментирование».
Изучение системы современного русского языка основывается
на принципе историзма всех составляющих ее элементов. Историко-лингвистические знания помогут будущему учителю сознательно овладеть нормами современного русского языка, обоснованно, корректно объяснить исторические изменения в области фонетики, лексики, словообразования, графики и орфографии, что будет способствовать формированию у школьников хорошего знания русского языка и культуры речи.
Еще лингвисты и методисты XIX в. (Ф.И. Буслаев, Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов) стремились связать преподавание русского языка в школе с его историей, мотивируя это тем, что в школьной практике учителю постоянно приходится иметь дело с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания его истории. Внедрение историко-лингвистического анализа в практику современного обучения русскому языку
в школе связано с именами В. В.Иванова, З.А.Потихи и др. По их мнению, историко-лингвистические сведения, которые сообщает учитель, не только повышают интерес учащихся к предмету,но также имеют общекультурное значение и общеобразовательную ценность.
Преподаванию историко-лингвистических наук в вузе посвящены работы И.А.Василенко, К.В.Горшковой, А.А.Дементьева, Н.М.Елкиной, Т.Н.Кондауровой, Р.И.Тихоновой и др. Доминирующей тенденцией в преподавании исторических лингвистических дисциплин в высшей школе является единство двух аспектов — современного научного знания и новейших научно-методических исследований. Ряд методических разработок содержит новый подход к систематизации учебного материала, новые концепции его преподавания в вузе, обоснование включения его в виде исторического комментария в школьный курс русского языка.
Проблема профессионально-педагогической направленности
историко-лингвистической подготовки студентов филологических факультетов во многом решается за счет программных курсов «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка».
Цель данного курса — помочь студентам осмыслить многие
факты современного русского языка и сформировать у них положительное отношение и внутреннюю готовность к применению данных истории науки в своем преподавании.
Задачи курса:
- установить межпредметные связи в системе древнерусского и современного русского языков;
- связать изучение фактов истории русского языка с вопросами его современного состояния (в том числе на материале школьных учебников русского языка и литературы);
- определить оптимальные методы и формы преподавания и
изучения историко-лингвистического материала, которые позволят органически сочетать аудиторную и внеаудиторную деятельность с самостоятельной работой студентов.
Проблема построения курса — выбор из колоссального объема
исторических сведений, накопленных и систематизированных
наукой, основных, которые помогут будущему учителю в его работе и повысят уровень его лингвистической подготовки.
Для решения данной проблемы автор опирается на ряд основополагающих принципов: научности, фундаментализма, сознательного подхода, бинарности, доступности.
Принцип научности предполагает терминологическую и
понятийную точность к основным понятиям истории языка, творческий подход к традициям и достижениям языковедческой науки.
Принцип фундаментализма призван дать основательную, но не оторванную от нужд приобретаемой профессии историко-лингвистическую подготовку.
Принцип сознательного подхода к изучению истории языка предполагает первоначальное получение информации и выработку навыков и умений на ее основе. Познаваемый таким образом материал способствует развитию у студентов логического мышления и лингвистической культуры. Упражнения базируются, как правило, на предварительно объясненном материале.
Принцип бинарности требует совмещения общенаучной и методической линий в построении дисциплин. Методическая четкость, продуманность изложения теоретических положений, логика расположения теоретического материала и заданий для самостоятельной работы помогут убедить студентов в возможности использования историко-лингвистических сведений на своих уроках, показать, как лучше их использовать.
Для преподавания на должном уровне учителю необходимо
соблюдение одного из важнейших принципов дидактики — принцип адоступности излагаемого материала, учета возрастных особенностей и уровня развития учащихся.
Поиск оптимального подхода к изложению и изучению историко-лингвистического материала привел автора к созданию комплексного учебного пособия, которое в своем содержании охватывает как теоретический курс, так и систему практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов.
Теоретическая часть предполагает не изложение разрозненных сведений из старославянского языка и исторической грамматики, а описание целостной системы древнерусского языка в сопоставлении с современным школьным курсом. При этом лекционный курс ориентирован на отбор наиболее существенных языковых явлений, имевших место на всех уровнях древнерусского языка — звуковом, лексическом, морфологическом, словообразовательном.
Такая система в первую очередь нужна будущему учителю. Объем и характер сведений, которые он будет сообщать учащимся, зависят от конкретных условий, уровня подготовленности класса, эрудиции самого учителя.
Вводные темы теоретической части посвящены осознанию места русского языка среди других индоевропейских и славянских языков, общественно-историческим условиям возникновения письменности у славян, деятельности просветителей Кирилла и Мефодия, возникновению славянских азбук, краткому обзору выдающихся памятников русской письменности. Эти темы представлены в настоящее время во всех учебниках русского языка для средней школы.
Основные разделы теоретической части — «Лексика», «Фоне-
тика» и «Морфология». Включение небольшого по объему раздела «Лексика» обусловлено тем, что знание лексики необходимо учителю для чтения и понимания отрывков из древнерусских текстов, встречающихся в школьных учебниках. Раздел «Фонетика» излагается достаточно фундаментально, так как очень многие важные факты в лексике, морфологии, словообразовании, орфографии,
орфоэпии, графике современного русского языка находят свое объяснение в исторических процессах, происшедших в различные периоды длительного развития фонетической системы русского языка. Морфология — наиболее устойчивая часть языка, хотя и здесь обнаруживается целый ряд явлений, которые могут быть поняты и объяснены при условии учета исторических процессов в морфологическом строе древнерусского языка. Не все части речи в одинаковой мере подверглись изменениям в истории. Поэтому при освещении раздела «Морфология» анализируются и комментируются лишь отдельные части речи или их грамматические категории и формы, актуальные прежде всего для изучения в школе. Раздел «Синтаксис» в пособие не включен, поскольку динамика развития синтаксического строя русского языка прошла в истории письменного литературного языка, в большинстве своем не оставив следов.
Практическая часть учебно-методического пособия представляет собой руководство по организации практических и лабораторных занятий со студентами и их самостоятельной внеаудиторной работы. В роли системообразующего фактора здесь выступает последовательное рассмотрение историко-языковых процессов с поисками объяснения их причин и закономерностей, а также их результатов в современном русском языке.
Цель практических занятий — подготовить студентов к будущей работе, научить видеть языковые факты древнерусского языка, встречающиеся в школьных учебниках, сформировать навыки исторического комментирования, выявить связь этой работы с
заданиями по орфографии, морфемному и словообразовательному анализу, лексическому разбору и т. п. Количество вопросов по теории и упражнений, посвященных той или иной теме, тому или иному языковому факту, процессу, определяется не только значимостью данных процессов в истории развития языка, но и степенью важности знания этого языкового явления для будущих
учителей русского языка. Практическая часть включает все основные темы курса, так или иначе представленные в школьных учебниках русского языка.
Эффективным приемом, предупреждающим механический подход в изучении истории языка, можно считать контрольные во-
просы, которые направлены на диалектический подход к оценке развития того или иного языкового явления. В системе организации самостоятельной работы студентов особую роль играет постановка проблемных заданий — то, что в современной методике принято называть технологией самостоятельного добывания знаний. К каждому практическому занятию предлагается список литературы; при этом студенты определяют для себя литературу по
программе-минимум и программе-максимум. В пособие включены также вопросы к зачету по курсу. В приложении даются таблицы с кириллической и глаголической азбуками.
Автор выражает благодарность рецензентам — профессору кафедры русского языка Московского педагогического государственного университета Л.В.Николенко и коллективу кафедры дисциплин и методик их преподавания в начальных классах Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого за ценные замечания, которые помогли в работе над рукописью.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Введение

§ 1. Основные этапы исторического развития языка

§ 2. Общественно-исторические условия возникновения письменности у славян

Первые сведения о славянах

Расселение славянских племен

Восточнославянские племена

Возникновение письменности у восточных славян

Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия

Славянские азбуки

Кириллическая азбука

§ 3. Источники изучения истории языка

§ 4. Краткий обзор выдающихся памятников русской письменности

§ 5. Вклад отечественной филологической науки в разработку проблем истории русского языка

РАЗДЕЛ I. ЛЕКСИКА

§ 6. Семантическая структура слова

§ 7. Лексико-тематические группы

Лексико-тематическая группа 'человек'

Лексико-тематическая группа 'природа'

Лексико-тематическая группа 'животный мир'

Лексико-тематическая группа 'бытовая лексика'

Лексико-тематическая группа 'временные отношения'

Лексико-тематическая группа 'оценка'

§ 8. Лексика с точки зрения ее происхождения. Выводы

РАЗДЕЛ II. ФОНЕТИКА

§ 9. Строение слога

§ 10. Система гласных фонем

§ 11. Редуцированные гласные [ъ] и [ь]

§ 12. История звука [ё] Хк

§ 13. Гласные [о] носовой ж и [е] носовой а

§ 14. История аканья

§ 15. Система безударных гласных современного русского языка и орфография

§ 16. Полногласие и неполногласие

§ 17. Система согласных фонем

§ 18. Шипящие [ж], [ш]

§ 19. Аффрикаты [ч'] и [ц]

§ 20. Переход сочетаний [кы], [гы], [хы] в [к'и], [г'и], [х'и]

§ 21. Согласные [в] Ч [в'], [ф] Ч [ф']

§ 22. Согласный [j]. Судьба согласных в сочетании с [j]

§ 23. Согласные глухие и звонкие

§ 24. Согласные твердые и мягкие Выводы

РАЗДЕЛ III. МОРФОЛОГИЯ

§ 25. Общее понятие о частях речи

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

§ 26. История имен существительных

§ 27. Категория рода

§ 28. Категория числа. Утрата двойственного числа

§ 29. Склонение имен существительных Типы склонения

§ 30. История I типа склонения существительных современного русского языка

§ 31. История II типа склонения существительных современного русского языка

§ 32. История III типа склонения существительных современного русского языка

§ 33. История склонения имен существительных во множественном числе

Именительный падеж

Родительный падеж

Дательный, творительный, предложный падежи

§ 34. Разносклоняемые существительные

§ 35. Звательная форма

§ 36. Развитие категории одушевленности в древнерусском языке ..

Выводы

МЕСТОИМЕНИЕ

§ 37. История местоимений к моменту появления письменности

§ 38. История личных местоимений

§ 39. История неличных местоимений

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 40. История кратких и полных прилагательных

§ 41. Склонение имен прилагательных

§ 42. Степени сравнения прилагательных

ИСТОРИЯ СЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЧИСЛО

§ 43. Проблема возникновения числительных как особой части речи

§ 44. Количественные числительные

§ 45. Порядковые числительные

ГЛАГОЛ

§ 46. Общие сведения об истории глагола

§ 47. Основы глагола. Классы глаголов

§ 48. История форм настоящего времени

§ 49. История форм прошедшего времени

Аорист

Имперфект

Перфект

Плюсквамперфект

§ 50. История форм будущего времени

§ 51. Становление и развитие категории вида

§ 52. История условного наклонения

§ 53. История повелительного наклонения

§ 54. История инфинитива

§ 55. История причастий и возникновение деепричастий в русском языке

Причастия действительного залога настоящего времени

Причастия действительного залога прошедшего времени

Причастия страдательного залога

НАРЕЧИЯ И ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

§ 56. Предлоги

§ 57. Союзы

§ 58. Частицы

§ 59. Междометие

Выводы

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вводные замечания

ПЛАНЫ-ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

План-задание № 1

План-задание № 2

План-задание № 3

План-задание № 4

План-задание № 5

План-задание № 6

План- задание № 7

План-задание № 8

План-задание № 9

Вопросы к зачету

Литература

Приложение

Словарь
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   310 г
Размеры:   217x 145x 16 мм
Тираж:   5 100
Литературная форма:   Учебное пособие
Тип иллюстраций:   Таблицы
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить