Основы сценического движения Основы сценического движения Сценическое движение - одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. Настоятельная потребность в учебнике по сценическому движению назрела давно — о нем мечтал еще К.С. Станиславский. Книга И.Э. Коха является первой попыткой создания такого учебника. Сценическое движение автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т. е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания И.Э. Кох основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI–XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох делает эту часть книги особенно нужной и интересной. Книга представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. Учебное пособие снабжено большим количеством рисунков, нотными примерами. Лань 978-5-8114-0954-9
1387 руб.
Russian
Каталог товаров

Основы сценического движения

Основы сценического движения
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Сценическое движение - одна из важнейших дисциплин, воспитывающих внешнюю технику актера. Настоятельная потребность в учебнике по сценическому движению назрела давно — о нем мечтал еще К.С. Станиславский. Книга И.Э. Коха является первой попыткой создания такого учебника.
Сценическое движение автор рассматривает в тесной связи со сценическим действием, т. е. мастерством актера. Теоретическую и практическую стороны своей работы, методику преподавания И.Э. Кох основывает на учении Станиславского и трудах современных психологов и физиологов. Большую ценность представляет та часть учебника, которая знакомит с этикетом и правилами поведения в быту XVI–XIX веков на Западе и в России. Отсутствие серьезных работ по истории быта прошедших эпох делает эту часть книги особенно нужной и интересной.

Книга представляет собой в полном смысле слова энциклопедию по сценическому движению, начиная с общих теоретических вопросов и кончая мельчайшими практическими деталями. Учебное пособие снабжено большим количеством рисунков, нотными примерами.
Отрывок из книги «Основы сценического движения»
К читателю
Перед вами второе издание учебника И. Э. Коха, выдающегося театрального педагога XX века. И. Э. Коху принадлежит сама идея создания предмета, названного им «Основы сценического движения». Предмет относительно новый, созданный в годы войны в эвакуации частично из упражнений предмета «Ритмика», частично из акробатики, частично из приемов борьбы самбо. В дальнейшем украшением предмета стали разделы «Этикетно-стилевые навыки» и «Приемы сценической борьбы» без оружия.

Главной заслугой И. Э. Коха является то, что он сумел объединить различные занятия по сценическому движению в один предмет и, кроме того, связать его с изучением основного предмета, определяющего профессию, — «Актерским мастерством» и «Режиссурой», т. е. непосредственно с театром, в котором игра является первоосновой. В курсе предмета «Основы сценического движения» появились упражнения-игры.

Через аккомпанемент, обязательный в уроке, через вокал, через соединение движения со словом — вот тот путь, по которому этот предмет стал развиваться. Это путь от упражнений к профессии. В этом и было новаторство, которое сделало имя И. Э. Коха легендарным.

Учебник «Основы сценического движения» предназначен для достаточно узкого круга лиц, это, так называемая, «специальная литература». Я постаралась отредактировать его с точки зрения стилистики сегодняшнего дня. Единственный раздел, который оставлен совсем без изменений, — это раздел «Практика». Я сделала это сознательно, сохраняя его как раритет полностью, однако отдельные упражнения этого раздела, особенно касающиеся общеразвивающей гимнастики, к сожалению, были архаичны уже к выходу предыдущего издания (1970), так как они создавались в 50–60-е годы прошлого века! (Я, конечно, не имею в виду такие вышколенные части раздела как исторический этикет, как приемы сценической борьбы и многие-многие другие.) Поэтому, обращаясь к последователям метода К. Э. Коха, хочу предостеречь их от бездумного повтора упражнений — их надо не повторять, а развивать, опираясь на книгу И. Э. Коха, и идти дальше, ведь в самом назывании предмета «Основы сценического движения» заложен динамизм, — он должен быть живым, должен соответствовать своему времени, новому темпу, ритму, современной музыке и отражать новое время.

Дерзайте!

Е. И. Стурова,
заслуженный деятель искусств РФ, профессор,
действительный член Гильдии режисеров и педагогов по пластике.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
К читателю .......... 3
От автора .......... 5
Часть первая. Теория
I. Анализ психических и психофизических качеств .......... 10

Введение .......... 10

Глава 1. Волевые действия (деятельность, действие, дробное действие; движения: локомоторные, рабочие, семантические, иллюстративные и пантомимические) .......... 12

Деятельность .......... 12

Действие .......... 14

Движения .......... 15

Глава 2. Воля и активность (стремление, желание, хотение, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, смелость, самообладание) .......... 20

Глава 3. Внимание, память и контроль за движениями .......... 24

Внимание .......... 24

Память .......... 26

Контроль .......... 28

Глава 4. Сила .......... 28

Глава 5. Скорость .......... 29

Быстрота .......... 30

Медлительность .......... 31

Глава 6. Выносливость .......... 32

Глава 7. Ловкость .......... 32

Глава 8. Темпо-ритм физического действия .......... 37
II. Анализ двигательных навыков и умений .......... 44

Глава 9. Пластичность .......... 44

Двигательные навыки .......... 46

Появление нового навыка .......... 46

Простые навыки .......... 47

Сложные двигательные навыки .......... 48

Привычки .......... 49

Глава 10. Простые двигательные навыки (осанка, походка, позы сидя и жесты) .......... 49

Правильная осанка .......... 50

Правильная походка .......... 53

Положение тела в позах сидя .......... 56

Жесты .......... 57

Глава 11. Целенаправленные физические действия (конкретность, экономичность, точность и освобождение мышц) .... 60

Глава 12. Непрерывность и прерывность движения .......... 65

Глава 13. Характер движения .......... 66

Глава 14. Речедвигательные и вокальнодвигательные координации (умение соединять речь и движения в одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпо-ритмах действия) .......... 68

Глава 15. Частные двигательные навыки .......... 72

Глава 16. Стилевое поведение .......... 75

Глава 17. Скульптурность в сценическом действии .......... 79
Часть вторая. Практика

Введение .......... 84

Глава 18. Упражнения в ходьбе, беге и поскоках .......... 84

Упражнения в выпадах .......... 86

Упражнения в приседе .......... 88

Упражнения на развитие внимания .......... 89

Глава 19. Развитие гибкости и подвижности тела, укрепление мышц туловища .......... 92

I комплекс. Упражнения на полу: стоя, на коленях, сидя и лежа .......... 94

Упражнения стоя на коленях .......... 96

Упражнения сидя и лежа .......... 97

II комплекс. Упражнения на гимнастической скамейке .......... 99

III комплекс. Упражнения на гимнастической стенке .......... 104

IV комплекс. Упражнения стоя, на коленях, сидя и лежа .......... 107

V комплекс. Усложненные упражнения на гимнастической стенке .......... 110

VI комплекс. Упражнения с обычным стулом .......... 112

VII комплекс. Парные упражнения на гимнастической стенке .......... 115

VIII комплекс. Упражнения в лазании по стенке .......... 118

Глава 20. Совершенствование ритмичности .......... 119

Примеры упражнения «эхо» .......... 121

Глава 21. Развитие правильного дыхания .......... 125

Тренировочный бег .......... 126

Глава 22. Совершенствование осанки и походки .......... 130

Глава 23. Специальное совершенствование внимания и координации движений .......... 140

Глава 24. Совершенствование речедвигательных координаций .......... 144

Глава 25. Совершенствование вокальнодвигательных координаций .......... 156

Глава 26. Упражнения в равновесии (управление центром тяжести тела) .......... 167

Глава 27. Акробатические упражнения .......... 174

Глава 28. Воспитание выразительно действующей руки актера .......... 184

Моторные упражнения .......... 186

Образные упражнения .......... 186

Этюды .......... 187

Моторные упражнения для развития гибкости и подвижности рук .......... 188

Образные упражнения .......... 197

Этюды .......... 208

Методические указания к упражнениям «Пушинка», «Муха», «Смола» .......... 220

Глава 29. Сценические прыжки .......... 223

Глава 30. Сценические падения .......... 227

Подготовительные упражнения к падению .......... 228

Глава 31. Сценические переноски .......... 241

Глава 32. Приемы сценической борьбы без оружия .......... 250
III. Особенности стилевого поведения и правила этикета (обхождения), принятые в европейском и русском обществе в XVI–XIX и начале XX столетия .......... 267

Глава 33. Особенности в поведении русского боярства XVI–XVII веков .......... 267

Глава 34. Особенности стилевого поведения западноевропейского общества XVI–XVII столетия .......... 274

Общие сведения .......... 274

Женский костюм .......... 275

Мужской костюм .......... 279

Оружие .......... 280

Нравы и обхождение .......... 283

Этикет и хороший тон .......... 284

Этикет в приветствиях .......... 285

Этикет в беседе .......... 285

Хороший тон во время еды .......... 286

Хороший тон в музыке, танцах и пении .......... 286

Церемония обетов и клятв .......... 287

Правила вызова на дуэль .......... 287

Осанки и походки .......... 288

Школа большого плаща .......... 294

Школа широкополой шляпы .......... 300

Женская осанка и походка .......... 303

Поклоны женщин и девушек .......... 306

Общение с веером (типа «опахало») .......... 308

Разновидности мужских поклонов .......... 310

Глава 35. Стилевые особенности в поведении европейского общества XVIII столетия .......... 312

Особенности мужского костюма .......... 313

Особенности женского костюма .......... 315

Мужская осанка и походка .......... 316

Женская осанка и походка .......... 317

Обращение с треуголкой и веером .......... 324

Обращение с тростью .......... 327

Глава 36. Стилевые особенности в поведении русского и западноевропейского общества XIX и начала XX столетия .. 330

Хороший тон в костюме .......... 332

Хороший тон в поведении на улице .......... 332

Хороший тон в приветствиях .......... 335

Поцелуи .......... 336

Принадлежности костюма и обращение с ними .......... 338

Хороший тон в беседе .......... 339

Хороший тон в визите .......... 340

Хороший тон в поведении за столом .......... 343

Хороший тон при курении .......... 351

Хороший тон на балу .......... 352

Как приготовить карточный стол .......... 355

Хорошие манеры .......... 356

Пластика русского офицера .......... 361

Пластика русской барышни .......... 368

Пластика светской дамы .......... 373

Пластика светского мужчины .......... 377

Школа обращения с цилиндром .......... 378

Школа обращения с тростью .......... 381

Пластика чиновника .......... 385

Обязанности и поведение домашней прислуги .......... 391

Глава 37. Этюды .......... 393

Глава 38. Импровизации .......... 405
Часть третья. Методика

Глава 39. Цели и задачи предмета .......... 414

Общие цели и задачи .......... 414

Конкретные педагогические задачи .......... 418

Глава 40. Основные методические принципы педагогического процесса .......... 423

Выполнение упражнения по словесному заданию .......... 424

Контрастность в подборе упражнений, составляющих урок, и в каждом упражнении .......... 426

Комплексность задач в уроке и в каждом упражнении .......... 428

Последовательный переход от легких упражнений (если они хорошо выполнены) к трудным .......... 429

Выполнение упражнений целенаправленно, экономично, точно и с верным мышечным напряжением .......... 431

Глава 41. Методические приемы .......... 435

Правильная последовательность задач в упражнении .......... 436

Создание логической схемы при разучивании упражнения .......... 437

Необходимость четырехкратного повторения упражнений при разучивании .......... 437

Объяснение значения каждого упражнения в двигательной подготовке актера .......... 437

Постепенное сокращение объяснений по мере усвоения техники упражнения .......... 438

Словесное исправление ошибок по ходу выполнения упражнения .......... 438

Собеседование как средство проверки знаний студентов о назначении упражнений .......... 439

Исправление типичных ошибок на показе неверного индивидуального исполнения .......... 439

Показ неверного исполнения упражнения самим педагогом (показ «от противного») .......... 439

Использование подготовительных упражнений в изучении сложных двигательных навыков .......... 440

Контрольные упражнения как средство проверки .......... 440

Внезапное применение новых заданий .......... 440

Смена партнеров .......... 440

Выполнение упражнения с воображаемым партнером .......... 441

Изучение стилевых и этикетных действий (без разграничений пола) .......... 441

Необходимость обязательно выполнять все упражнения .......... 441

Привлечение посторонних наблюдателей на уроки .......... 442

Воспитание этических и эстетических норм поведения .......... 443

Требования к преподавателю предмета «Основы сценического движения» .......... 443

Глава 42. Планирование и учет .......... 445

Программа предмета по темам подготовки .......... 445

Типовые планы на пять периодов .......... 446

Учет качества подготовки учеников .......... 455
Нотные приложения .......... 458
Библиография .......... 504
Штрихкод:   9785811409549
Аудитория:   Для специалистов
Масса:   795 г
Размеры:   236x 167x 36 мм
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   2-е издание
Метки:  Близкие метки
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить