Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология Книга представляет собой первый том четырехтомного учебника по клинической психологии, подготовленного коллективом сотрудников кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета. Данный том посвящен теоретико-методологическим аспектам клинической психологии, в нем освещаются история становления ее научного предмета, а также ее современный методологический статус как науки неклассического типа. Рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме психической нормы и патологии, представлен их концептуальный аппарат, методологические принципы и способы получения научных данных. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Академия, Academia 978-5-7695-5968-6
1035 руб.
Russian
Каталог товаров

Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Книга представляет собой первый том четырехтомного учебника по клинической психологии, подготовленного коллективом сотрудников кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета. Данный том посвящен теоретико-методологическим аспектам клинической психологии, в нем освещаются история становления ее научного предмета, а также ее современный методологический статус как науки неклассического типа. Рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме психической нормы и патологии, представлен их концептуальный аппарат, методологические принципы и способы получения научных данных. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.
Отрывок из книги «Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология»
Предисловие
Цель данного учебника — систематическое изложение основных разделов клинической психологии. В последние годы произошло значительное расширение и усложнение предмета клинической психологии, в отечественных и зарубежных учебниках встречаются различные его трактовки. Все это требует осмысления и анализа.
Данный учебник представляет собой многотомное издание.
В его создании принимали участие разные авторы. Первый том — «Общая патопсихология» — включает два больших раздела, посвященные теоретико-методологическим аспектам проблемы психической нормы и патологии. Во втором томе — «Частная патопсихология» — рассматриваются теоретические модели и эмпирические исследования конкретных психических расстройств. Третий том — «Специальные разделы клинической психологии» — включает три раздела — «Детская патопсихология», «Нейропсихология»,
«Психосоматика». Наконец, четвертый том — «Прикладные на-
правления клинической психологии» — посвящен клинической
психодиагностике, методам психологической помощи, этическим и организационным аспектам профессиональной дея тельности клинического психолога.
Не секрет, что многие годы, в силу исторических обстоятельств, отечественная клиническая психология развивалась в изоляции от западной. За два последних десятилетия этот разрыв был в значительной степени сокращен благодаря многочисленным переводам и аналитическим работам отечественных авторов. Однако
актуальной остается проблема соотнесения и интеграции отечественного и зарубежного опыта как с теоретических, так и с эмпирических исследовательских позиций.
Задачи данного учебника — интегрированное изложение зарубежных и отечественных концепций и исследований в области клинической психологии; описание основных теоретических моделей и результатов эмпирических исследований с учетом исторического принципа и современной классификации психических
расстройств; освещение наиболее дискуссионных вопросов и
основных тенденций развития современной клинической психологии. Еще одна важная задача — представить наиболее достоверные результаты научных исследований и способствовать дальнейшему становлению практики научно обоснованной пси хологической помощи в сфере охраны психического здоровья.
Мы также исходили из того, что начался процесс интенсивной рефлексии, переосмысления наследия отечественной психологии в исторической перспективе (Зинченко В.П., Мор гун Е.Б. — 1994;
Петровский А. В., Ярошевский М.Г. — 1994; Слободчиков В.И., Исаев Е.И. — 1995; и др.). Без такой рефлексии невозможна ее интеграция в мировую психологию и дальнейшее эффективное развитие. В этот процесс включаются и клинические психологи, что мы постарались отразить.
Данный учебник не претендует на полное и непротиворечивое
изложение материала, существует довольно много спорных вопросов и проблем, которые мы старались осветить с разных точек зрения. В настоящее время во многом остаются справедливыми слова К.Юнга: «Сегодня мы нигде не должны быть так скромны и так считаться с кажущимся множеством противоречивых мнений, как в прикладной психологии, ибо нам еще так далеко до того,
чтобы познать хотя бы что-нибудь существенное о самом важном объекте науки — о человеческой душе. Пока у нас есть просто более или менее приемлемые мнения, которые по-прежнему не желают ни в чем совпадать» (Юнг К. — 1993. — С. 72).
Все же хочется надеяться, что за семьдесят с лишним лет, прошедших с тех пор, как были сказаны эти слова, различные психологические школы сделали определенные шаги по направлению к взаимопониманию и интеграции. Нам представляется чрезвычайно важным осмысление этого движения. Мы надеемся, что данный учебник окажется полезным в этом и будет способствовать
целостному представлению такой сложной и многоаспектной области знания, как клиническая психология.
Как составитель и научный редактор, а также автор первого
тома данного учебника, я бы хотела выразить глубокую благодарность всем тем, кто так или иначе повлиял на мои профессиональные взгляды и интерес к теоретико-методологическим аспектам клинической психологии.
Особую благодарность мне бы хотелось высказать моему мужу
Виктору Кирилловичу Зарецкому, оказавшему значительное влияние на мое становление как ученого. Без его постоянной поддержки и заинтересованных содержательных обсуждений эта работа вряд ли могла осуществиться. Его методологические консультации существенно помогли в концептуальном оформлении данного тома, посвященного теоретико-методологическим аспектам клинической психологии.
Особо хочу поблагодарить моего постоянного партнера по исследовательской и психотерапевтической работе Наталью Георгиевну Гаранян, дружба и тесное сотрудничество с которой на протяжении многих лет являются важнейшим источником поддержки, содержательных идей и профессионального роста.
Хочу отдельно поблагодарить Галину Александровну Петрову,
рискнувшую начать вместе со мной методическую разработку
цикла семинаров к инновационному лекционному курсу, который положен в основу учебника.
Выражаю также глубокую признательность всем сотрудникам
кафедры клинической психологии и психотерапии Московского
городского психолого-педагогического университета (МГППУ)
и одноименной лаборатории Московского НИИ психиатрии,
многолетняя совместная работа с которыми стала важным источником многих представлений и исследований, нашедших
отражение в данном учебнике. От души благодарю сотрудников и аспирантов, принявших участие в технической работе над рукописью, а также студентов МГППУ, проявивших интерес к этому курсу и способ ствовавших своими вопросами и замечаниями переосмыслению многих проблем, освещенных в этом учебнике.
Глубокую признательность я выражаю редактору данного издания Вере Григорьевне Щур за заинтересованное отношение к рукописи, за важные советы и рекомендации, которые существенно повлияли на содержание и оформление учебника.
Очень важно для меня выразить благодарность моим учителям, со взглядами которых я постоянно соотносилась в процессе работы над учебником. Прежде всего я должна назвать имя основательницы отечественной клинической психологии Блюмы Вульфовны Зейгарник, счастливая возможность работы и общения с которой на протяжении многих лет стала важнейшим источником моего развития и как психолога, и как человека. Ее светлой
памяти посвящается этот труд. Внук Блюмы Вульфовны Андрей
Владимирович Зейгарник восстановил многие факты ее жизни и написал первую подробную биографию, в которой жизненная
драма ученого и человека переплетена с историческими коллизиями общества и науки XX века. С его любезного разрешения мы помещаем этот биографический очерк в приложении вместе с фотографиями из семейного архива.
Мне также хочется назвать имя известного отечественного
методолога и психолога Никиты Глебовича Алексеева, контакты с которым во многом способствовали моему приобщению к методологической культуре. Первый том учебника построен с использованием целого ряда его методологических разработок.
Большой жизненной удачей я считаю знакомство с одним из
наиболее крупных психотерапевтов и ученых нашего времени,
основателем когнитивной психотерапии Ароном Беком, любезно предоставившим мне и Н.Г.Гаранян как пионерам этого направления в России возможность бесплатного обучения в институте Когнитивной психотерапии в Филадельфии в 1998—1999 гг. Его идеи и практические разработки во многом определили мое становление в качестве психотерапевта, ориентированного на интегративные научно обоснованные модели психотерапии.
Не могу не упомянуть также имен замечательных западных
специалистов, приезжавших в Россию в период после снятия
«железного занавеса» и щедро делившихся с нами своими знаниями. Это специалисты в области психодрамы Грета Лейтц, Клавдия Бахман-Гросс, Йорен Хохберг, Наталья Новицки, Пол Холмс и другие. Большое влияние на меня оказали двухлетние регулярные занятия в первой российской группе по обучению системной семейной психотерапии под руководством экспрезидента Интернациональной федерации семейной психотерапии
Ханны Вайнер. Ей я обязана многим в своей профессиональной идентичности в качестве психотерапевта.
В заключение я хотела бы выразить глубокую признательность своим родителям — Маргарите Болеславовне Гедро и Борису Георгиевичу Скобину. Их преданность педагогической профессии, глубокое уважение к науке, самоотверженная поддержка в самые сложные периоды жизни сыграли решающую роль в моем жизненном самоопределении.
Я сознаю всю сложность теоретического анализа центральной
для клинической психологии проблемы нормы и патологии, которой посвящен данный том, и заранее благодарна всем, кто пришлет критические замечания и предложения, которые помогут доработке учебника.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие 5

Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Введение 10
Гл а в а 1. Предмет, история становления и современное
состояние клинической психологии 15
1.1. Предмет, основные разделы и задачи клинической
психологии 15
1.2. Методологический статус и границы клинической
психологии 19
1.3. Психиатрия и клиническая психология на современном
этапе развития 27
1.4. Психотерапия и клиническая психология на современном
этапе развития 31
1.5. История и основные этапы развития клинической
психологии 35
1.6. Актуальные проблемы клинической психологии 50
Гл а в а 2. Проблема психической нормы и патологии 55
2.1. Предмет и задачи общей патопсихологии 55
2.2. Основные типы моделей нормы и патологии в контексте
развития научного знания 60
2.3. Биологические модели 66
2.4. Психологические модели 77
2.5. Социально-нормативные модели 84
2.6. Биопсихосоциальные модели 98
Заключение 119

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
КОНЦЕПЦИИ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ
Введение 126
Гл а в а 3. Психоанализ и психодинамическая традиция 138
3.1. Исторический контекст развития 138
3.2. Моделирующие представления о детерминантах
психического развития 146
3.3. Моделирующие представления о структурно-динамических
характеристиках психики 156
3.4. Моделирующие представления о здоровой личности
и механизмах психической патологии 170
3.5.Основные теоретико-методологические принципы 180
3.6. Исследовательские правила и процедуры 183
Гл а в а 4. Когнитивно-бихевиоральная традиция 194
4.1. Исторический контекст развития 194
4.2. Моделирующие представления о детерминантах
психического развития 209
4.3. Моделирующие представления о структурно-динамических
характеристиках психики 217
4.4. Моделирующие представления о здоровой личности
и механизмах психической патологии 222
4.5. Основные теоретико-методологические принципы 237
4.6. Исследовательские правила и процедуры 241
Гл а в а 5. Экзистенциально-гуманистическая традиция 254
5.1. Исторический контекст развития 254
5.2. Моделирующие представления о детерминантах
психического развития 262
5.3. Моделирующие представления о структурно-динамических
характеристиках психики 265
5.4. Моделирующие представления о здоровой личности
и механизмах патологии 266
5.5. Основные теоретико-методологические принципы 272
5.6. Исследовательские правила и процедуры 275
Гл а в а 6. Отечественная психологическая традиция 286
6.1. Московская психологическая школа 286
6.1.1. Исторический контекст развития 286
6.1.2. Моделирующие представления о детерминантах
психического развития 294
6.1.3. Моделирующие представления о структурно-
динамических характеристиках психики 298
6.1.4. Моделирующие представления о здоровой личности
и механизмах психической патологии 301
6.1.5. Основные теоретико-методологические
принципы 317
6.1.6. Исследовательские правила и процедуры 321
6.2. Ленинградская психологическая школа 328
6.2.1. Исторический контекст развития 328
6.2.2. Моделирующие представления о детерминантах
развития 331
6.2.3. Моделирующие представления о структурно-
динамических характеристиках психики 333
6.2.4. Моделирующие представления о здоровой личности
и механизмах психической патологии 336
6.2.5. Основные теоретико-методологические принципы 339
6.2.6. Исследовательские правила и процедуры 340
Гл а в а 7. Традиции, возникшие под влиянием системного
подхода и акцентирующие роль семьи в психическом здоровье 347
7.1. Теория привязанности 347
7.1.1. Исторический контекст развития 347
7.1.2. Моделирующие представления о детерминантах
психического развития 355
7.1.3. Моделирующие представления о структурно-
динамических характеристиках психики 357
7.1.4. Моделирующие представления о здоровой личности
и механизмах психической патологии 362
7.1.5. Основные теоретико-методологические принципы 372
7.1.6. Исследовательские правила и процедуры 374
7.2. Системно ориентированная семейная психотерапия 378
7.2.1. Исторический контекст развития 378
7.2.2. Моделирующие представления о здоровой
и дисфункциональной семье 390
7.2.3. Основные теоретико-методологические принципы 398
7.2.4. Исследовательские правила и процедуры 400
Заключение 405
Приложение. Блюма Вульфовна Зейгарник
(попытка воспроизведения жизненного пути) — А.Зейгарник 414
Именной указатель 425
Предметный указатель 433
Список литературы 440
Штрихкод:   9785769559686
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   508 г
Размеры:   217x 145x 25 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебник
Сведения об издании:   1-е полное издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить