История костюма. Стили и направления История костюма. Стили и направления Учебное пособие является систематизированным изложением исторического развития европейского, восточного, русского костюма и костюма народов, населяющих Россию. Показана связь костюма с различными искусствами, в том числе с живописью и архитектурой. Исторический костюм представлен как часть понятия «исторический художественный стиль». В 4-е издание внесены дополнения, касающиеся сведений о костюме направления позитивизма (1870 — 1880-е гг.), костюме XX в. и костюмах российских народов Балтии. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может представлять интерес для студентов вузов и широкого круга читателей. Академия, Academia 978-5-7695-7270-8
1094 руб.
Russian
Каталог товаров

История костюма. Стили и направления

История костюма. Стили и направления
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебное пособие является систематизированным изложением исторического развития европейского, восточного, русского костюма и костюма народов, населяющих Россию. Показана связь костюма с различными искусствами, в том числе с живописью и архитектурой. Исторический костюм представлен как часть понятия «исторический художественный стиль». В 4-е издание внесены дополнения, касающиеся сведений о костюме направления позитивизма (1870 — 1880-е гг.), костюме XX в. и костюмах российских народов Балтии. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может представлять интерес для студентов вузов и широкого круга читателей.
Отрывок из книги «История костюма. Стили и направления»
Предисловие
Для изучения истории костюма можно пользоваться различными источниками, обращаясь к живописи и скульптуре, произведениям прикладного искусства, литературным художественным произведениям. В них отражены стили и направления, главенствующие в то или иное время, национальные традиции, придающие костюму ярко выраженный колорит и неповторимость.
Однако учебных изданий, посвященных анализу исторического костюма от палеолита до стиля модерн, в настоящее время нет, а необходимость в подобных изданиях существует уже давно. В учебном пособии «История костюма. Стили и направления» костюм рассмотрен как совокупность элементов, гармонически и образно отражающих исторический и художественный стиль. Авторы стремились наиболее полно и системно изложить уже накопленную информацию в области истории костюма, обогатив ее современными представлениями и уточненными терминами.
В качестве иллюстрирующих текст изображений костюмов,
причесок, аксессуаров и образцов текстиля используются, как правило, элементы репродукций произведений искусства, на которых зачастую трудно рассмотреть отдельные детали. Поэтому наряду с репродукциями применяются рисунки, что значительно облегчит усвоение материала.
На приведенных рисунках показаны наиболее характерные формы костюма с соблюдением хронологической последовательности и учетом читательского адреса данного издания. Описать исторический костюм каждой европейской страны и стран Востока на протяжении нескольких тысячелетий невозможно в рамках настоящего учебного пособия. Однако поскольку вклад разных стран в мировую культуру неравнозначен, то и в данной книге основное внимание уделено тем странам, которые оказали решающее влияние на развитие и становление костюма.
При описании костюма каждой исторической эпохи дана
целостная картина развития костюма (европейского, восточного, русского), показана тектоническая и стилистическая связь форм костюма с архитектурой на каждом этапе развития.
Рассмотрены характерные черты русского народного костюма (региональные особенности северорусского и южнорусского костюмов), в том числе казачьего, а также костюмов
народов России. Специальной темой выделен костюм донских казаков.
Отдельный раздел посвящен описанию костюмов народов
Севера и Сибири (чукчей, коряков, эвенков и др.), Поволжья (марийцев, мордвы, татар, башкир), Северного Кавказа (аварцев, ланцев, черкесов и т.д.).
Каждая тема сопровождается контрольными вопросами и
заданиями для лучшего закрепления знаний.
Приведенный в конце книги словарь терминов облегчит
усвоение материала.
Главы I (1.1, 1.2), II, III. 1, III.3 —III.7, IV. 1, IV.2, IV.4, V (V.I), VI -VIII (VIII.1—VIII.3) написаны Э.Б.Плаксиной, главы IX, X (X.I, Х.2) — М.А.Михайловской, отдельные подразделы (1.3, III.2, IV.3, V.2, VIII.4, Х.З) — канд. ист. наук В. П. Поповым.
Авторы выражают глубокую благодарность JI. Б. Рытвинской, Н. М. Конопальцевой, А. Н.Ясносекирскому, И. Ю. Бруй, К. Ш. Ковалевой, Т. А. Кульневой, А. Г. Сабадаш за ценные замечания, сделанные ими при рецензировании рукописи, а также Ф.А. Зоткину за помощь в работе над рукописью.


I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
1.1. Исторический костюм и его место в системе искусств
Живопись, скульптура и графика относятся к видам искусств, в произведениях которых воспроизводится окружающая действительность.
Архитектура, прикладное искусство и дизайн, включающий искусство костюма, не воспроизводят действительность. Они существуют как самостоятельная группа искусств, служащих для удовлетворения не только эстетических
запросов человеческого общества, но и утилитарных, каждодневных его потребностей. Они наиболее приближены к человеку и выражают его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы и возможности.
Перечисленные виды искусств называют архитектоническими. В основе произведений архитектонических искусств лежат формообразующий фактор , структура, строение, выраженные в эстетически осмысленном, возведенном в художественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм не могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между строением, внешним видом и назначением.
Для архитектуры, как и для костюма, характерна ансамблевость. Среди архитектонических искусств архитектура занимает ведущее положение. Костюм тесно
связан с архитектурой, и эта связь выражается во многих направлениях, особенно четко в тектонике. Недаром костюм называют движущейся архитектурой.
Исторический костюм тесно связан с понятием «исторический художественный стиль», так как в каждом периоде развития человечество имело определенное эстетическое мировоззрение, формировавшее совершенно определенный художественный стиль данной эпохи.
Исторические художественные стили всегда отражали стилевое единство архитектуры, интерьера, декора, изобразительного и прикладного искусства, костюма. Логично, что архитектура возглавляет перечень искусств в границах художественного стиля, а костюм его завершает.
Уже с давних времен прослеживается стилевое единство костюма с архитектурой, ее элементами и декором помещений. На протяжении развития человечества существовали следующие исторические художественные стили.
Канонический — древнеегипетский художественный стиль, развивавшийся по канонам, выработанным египтянами.
Античный (классический) — художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции и Древнем Риме и оказавший значительное влияние на развитие будущей европейской культуры.
Романский — художественный стиль, сформировавшийся в Западной Европе в эпоху Средневековья в XI — начале XIII в.
Готический (готика) — художественный стиль, отразивший эстетические запросы людей в период позднего Средневековья с XIII по XV в.
Ренессанс — художественный стиль XV—XVI вв., отразивший представления людей о человеке и природе, проникнутый идеями гуманизма и интересом к античности, стремлением к естественности и совершенству. В костюме стиль ренессанс включал в себя и такие течения, как испанский маньеризм и
германская реформация.
Барокко — художественный стиль XVII в., отразивший иное, чем предыдущие стили, представление о красоте жизни, чувственности, роскоши и полностью исключивший идеи гуманизма. Характерные черты барокко: сверхчувственность, роскошь, массивность, величие, интерес к мистике, аффектация.
Рококо — художественный стиль XVIII в., логически вытекающий из стиля барокко. Характерные черты стиля: легкость, хрупкость, изящество, кокетство, галантность, гедонизм, бездумность, интерес к пасторалям.
Классицизм — художественный стиль конца XVIII — первой четверти XIX в., выразивший интерес человеческого общества к античному искусству, культуре, костюму. Первая волна классицизма зародилась во Франции XVII в. в архитектуре и изобразительном искусстве, но не получила своего развития в костюме и интерьере.
Модерн — художественный стиль, существовавший с конца XIX до начала XX в. Основные черты стиля выразились в криволинейных формах, текучих, плавных линиях, определенной эклектичности, резком своеобразии.
Как видим, XIX в. начался со стиля классицизм и закончился стилем модерн. В промежутке времени между этими стилями существовали такие течения, направления в костюме и моде, как романтизм (бидермайер) — вторая
четверть XIX в.; второе рококо — приблизительно третья четверть XIX в.; позитивизм — 70 —80-е годы XIX в.
Эти направления не нашли своего подтверждения в архитектуре. Поэтому они не считаются стилями. Это лишь течения, направления. Например, в XIX в.
не существовало стиля романтизм в архитектуре, хотя в живописи он имел место, например в творчестве О.Кипренского и К.Брюллова в России, Т.Жерико и Э.Делакруа во Франции.
В архитектуре XIX в. довольно долго продолжались тенденции классицизма, выразившиеся в интерьере под названием ампир. На фоне этой архитектуры
течения в костюме, следовавшие за ампиром, часто сменялись одно другим, пока не восторжествовал стиль модерн, закончивший свое существование накануне Первой мировой войны.
Содержание
Предисловие

I. Введение в курс

I.1. Исторический костюм и его место в системе искусств

I.2. Основные понятия и определения

I.3. Костюм эпохи палеолита

II. Костюм в странах древнего мира

II.1. Костюм в Древнем Египте

II.2. Костюм в Ассирии и Вавилонии

II.3. Крито-микенский костюм

II.4. Костюм Древней Греции

II.5. Костюм в Древнем Риме

III. Костюм в эпоху средневековья (V—XV вв.)

III.1. Византийский костюм

III.2. Западноевропейский костюм в раннем Средневековье (V—X вв.)

III.3. Западноевропейский костюм романского стиля (XI — начало XIII в.)

III.4. Западноевропейский костюм готического стиля (XIII — первая половина XV в.)

III.5. Индийский костюм

III.6. Китайский костюм

III.7. Японский костюм

IV. Европейский костюм стиля ренессанс (XV—XVI вв.)

IV.1. Итальянский костюм XV—XVI вв.

IV.2. Испанский костюм XVI в. течения маньеризм

IV.3. Французский костюм XVI в.

IV.4. Германский, английский, нидерландский костюм XVI в.

V. Западноевропейский костюм XVII в.

V.1. Французский костюм стиля барокко

V.2. Голландский костюм

VI. Западноевропейский костюм XVIII в.

VI.1. Французский костюм стиля рококо

VI.2. Английский костюм

VII. Западноевропейский костюм XIX в.

VII.1. Французский костюм стиля классицизм

VII.1.1. Директория (ранняя стадия классицизма)

VII.1.2. Ампир (зрелая стадия классицизма)

VII.2. Костюм направления бидермайер (1825—1850 гг.)

VII.3. Костюм направления второе рококо (1851—1870 гг.)

VII.4. Костюм направления позитивизм (1870—1880 гг.)

VII.5. Костюм стиля модерн (1890—1913 гг.)

VIII. Русский костюм

VIII.1. Костюм в Древней Руси IX—XIII вв.

VIII.2. Костюм Московской Руси XIV—XVII вв.

VIII.3. Костюм XVIII в.

VIII.4. Костюм XIX в.

IX. Русский народный костюм

IX.1. Северорусский и южнорусский костюмы

IX.2. Костюм донских казаков

Х. Костюмы народов России

X.1. Костюмы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Х.2. Костюмы народов Поволжья и Приуралья

X.3. Костюмы народов Северного Кавказа

Словарь терминов

Список литературы
Штрихкод:   9785769572708
Аудитория:   12 лет и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   440 г
Размеры:   243x 171x 15 мм
Тираж:   2 000
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   4-е издание
Тип иллюстраций:   Черно-белые, Графика
Редактор:   Цветкова Н.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить