Организация работы органов социальной защиты Организация работы органов социальной защиты В пособии социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных правовых и экономических гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Особое внимание уделено организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его структурных подразделений, органов и учреждений социальной защиты населения. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезно работникам учреждений социальной защиты населения, управлений и отделений Пенсионного фонда России. Академия, Academia 978-5-7695-5930-3
658 руб.
Russian
Каталог товаров

Организация работы органов социальной защиты

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В пособии социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных правовых и экономических гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Особое внимание уделено организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его структурных подразделений, органов и учреждений социальной защиты населения. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезно работникам учреждений социальной защиты населения, управлений и отделений Пенсионного фонда России.
Отрывок из книги «Организация работы органов социальной защиты»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Термин «социальная защита населения» получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов со-
циального обеспечения, которая стала называться системой органов социальной защиты населения.
Социальная защита населения в широком смысле — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых
государством и обществом с целью предоставления оптимальных
условий жизни, удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных
социальных категорий и групп; совокупность мер, предотвращения ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как
болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; обеспечения
гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период
экономических преобразований и связанного с этим снижения
их уровня жизни.
Некоторые авторы в специальных работах дают обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства.
Таким образом, понятие социальной защиты населения на
данном этапе является понятием собирательным, используемым
практиками, учеными и политиками. При этом его содержание
отражает самые различные стороны социальной политики государства.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и междуна-
родно-правовых пактах о правах и свободах граждан.
К реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев
населения предъявляется ряд требований, в числе которых:
- первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении социальной защиты;
- перенос центра тяжести с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной
защиты прежде всего через помощь семье;
- повышение роли социальных и национальных общностей,
религиозных общин, коллективов в организации социальной за-
щиты;
- усиление вклада предпринимателей в социальную защиту
нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих
мест и т.д.;
- обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, расcчитанных на определенный контингент нуждающихся;
- максимальный учет принципа социальной справедливости
и др.
Право граждан страны на социальную защиту закреплено в
Конституции Российской Федерации. В ней говорится, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в
соответствии с которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, в целях воспитания детей и в
иных случаях, установленных законом.
Основной закон не только провозглашает право граждан на
социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации.
Прежде всего это обязательное пенсионное страхование работающих, создание таких фондов, как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, а также принятие федеральных законов, гарантирующих
реализацию этих прав.
2 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 24 ноя-
бря 1995 г. — Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 15 декабря 2001 г. — Федеральный
закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации», 17 декабря 2001 г. — Федеральный закон «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации».
В первоочередном порядке в социальной защите в нашем государстве нуждаются:
- граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко
проживающие;
- инвалиды Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и
семьи погибших военнослужащих;
- инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
- граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
- безработные;
- вынужденные беженцы и переселенцы;
- дети — круглые сироты;
- дети с девиантным поведением;
- семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые
сироты;
- малообеспеченные семьи;
- многодетные семьи;
- одинокие матери;
- лица с ограниченными возможностями.
Таким образом, социальную защиту нужно представлять как
политику государства, направленную на обеспечение социальных,
экономических, политических и других прав и гарантий человека
независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Следовательно, социальной защите
подлежат все конституционные права и свободы человека.
Необходимость совершенствования системы социальной за-
щиты населения вызвана экономическими изменениями в государстве. Основными предпосылками ее развития являются из-
менение форм собственности; изменение системы распределения
материальных благ и услуг и формирования новых отношений
между членами общества; потребность в решении целого ряда
социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты
в старости, медицинского обслуживания и др.), социальное рас-
слоение общества, а также обеспечение законодательной основы
защиты прав и свобод человека.
Социальная защита населения включает в себя социальное
обеспечение, социальное страхование (в том числе негосударственные формы социального обеспечения) и социальную поддержку (помощь).
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, органы социальной защиты, подведомственные
им предприятия, учреждения, организации образуют единую си-
стему государственных органов социальной защиты населения,
обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых
людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы,
и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные
фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского
страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — самостоятельное финансово-кредитное учреждение. Он образован в
целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г.
функции назначения и выплаты пенсий переданы ПФР, а с
1 января 2002 г. определен статус ПФР как государственного
учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления
пенсионным обеспечением страны.
Фонд социального страхования Российской Федерации —
специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве
РФ. Основная задача этого фонда — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по
уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение,
на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и
членов их семей. С 1 января 2005 г. он обеспечивает бесплатными
путевками граждан, имеющих право на получение государствен-
ной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а инвалидов — техническими средствами реабилитации.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориальных фондов
обязательного медицинского страхования в субъектах Россий-
ской Федерации. Эти фонды созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского
страхования как составной части государственного социального
страхования.
Фонды социальной поддержки населения — один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по
социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные
государственные учреждения, созданные с целью формирования
финансовых источников социальной поддержки наиболее нуж-
дающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система фондов социальной поддержки населения состоит из
республиканского (федерального) и территориальных фондов.
Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации является федеральным органом исполни-
тельной власти. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты
прав потребителей.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации координирует и контролирует деятельность
находящихся в его ведении трех федеральных служб и федерального агентства, а также координирует деятельность Пенсионного
фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда
обязательного медицинского страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
В учебном пособии учтен действующий нормативный правовой
материал по состоянию на май 2008 г.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие... ............................................................................................ 3
Раздел I. Пенсионный фонд Российской Федерации ...................... 8
Глава 1. Пенсионный фонд РФ в системе обязательного
пенсионного страхования Российской Федерации .......... 8
1.1. О бра зование и развитие Пенсионного фонда РФ ............................ 8
1.2. Правовое положение, задачи и функции Пенсионного
фонда РФ ............................................................................................11
1.3. Правовое положение, задачи и функции отделений
Пенсионного фонда субъектов РФ ...................................................13
1.4. Правовое положение, задачи и функции управлений
Пенсионного фонда РФ .................................................................... 16
1.5. Основы государственного регулирования обязательного
пенсионного страхования в Российской Федерации ...................... 22
1.5.1. Участники правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию ...................................................... 22
1.5.2. Финансовая система обязательного пенсионного
страхования .............................................................................. 24
Глава 2. Общие вопросы организации работы органов
Пенсионного фонда РФ ..................................................... 29
2.1. Взаимодействие органов Пенсионного фонда РФ с органами
Министерства по налогам и сборам России, Федерального
казначейства, социальной защиты населения, записи актов
гражданского состояния и другими органами ................................. 29
2.2. Функциональные обязанности должностных лиц управлений
Пенсионного фонда РФ (государственных учреждений) ................31
2.3. Планирование работы органов Пенсионного фонда РФ ............... 33
2.4. Прием граждан, организация работы органов Пенсионного
фонда РФ с обращениями граждан .................................................. 36
2.4.1. Организация приема граждан, застрахов анных лиц,
представителей организаций и страхователей ....................... 36
2.4.2. Порядок работы с обращениями граждан, застрахованных
лиц, организаций и страхователей .......................................... 38
2.5. Организация справочно-кодификационной работы в органах
Пенсионного фонда РФ .................................................................... 43
Глава 3. Организация работы отделов индивидуального
(персонифицированного) учета и взаимодействия
со страхователями и застрахованными лицами ..............47
3.1. Организация и ведение индивидуального
(персонифицированного) учета для целей обязательного
пенсионного страхования ................................................................. 47
3.2. Индивидуальный (персонифицированный) учет
как технологическая основа пенсионной реформы ........................ 50
3.2.1. Правовая основа индивидуального
(персонифицированного) учета .............................................. 50
3.2.2. Развитие законодательной базы индивидуального
(персонифицированного) учета ...............................................51
3.2.3. Организация работы региональных отделений
Пенсионного фонда РФ по актуализации информационной
базы персонифицированного учета (сбор и обработка
индивидуальных сведений, обеспечение их
достоверности) ......................................................................... 52
3.2.4. Основные формы документов для ведения работ
по персонифицированному учету ........................................... 55
3.2.5. Использование информационной базы
персонифицированного учета для назначения
(перерасчета) пенсий ................................................................61
Глава 4. Организация работы отделов (групп) оценки
пенсионных прав застрахованных лиц ............................ 63
4.1. Обеспечение достоверности сведений о стаже
на соответствующих видах работ застрахованных лиц ................... 63
4.1.1. К онверт ация пенсионных прав застрахов анных лиц ...........63
4.1.2. Организация документальной проверки достоверности
представленных страхователями индивидуальных
сведений о стаже на соответствующих видах работ ................67
4.1.3. Проведение документальной проверки достоверности
представленных страхователем индивидуальных сведений
о стаже на соответствующих видах работ
застрахованных лиц ................................................................. 70
Глава 5. Организация работы отделов назначения,
перерасчета пенсий ..............................................................75
5.1. Порядок обращения за пенсией ....................................................... 75
5.2. Организация работы по созданию и развитию клиентских
служб в территориальных органах ПФР .......................................... 76
5.3. Технология работы по назначению, перерасчету пенсии
в условиях клиентской службы ..........................................................81
5.4. Организация работы комиссии по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав граждан ............................................ 83
Глава 6. Организация работы отделов социальных выплат ........ 86
6.1. Роль Пенсионного фонда РФ в реализации преобразований
в области социальных льгот .............................................................. 86
6.2. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты
и набора социальных услуг отдельным категориям граждан .......... 90
6.3. Дополнительные меры государственной поддержки семей,
имеющих детей .................................................................................. 98
Раздел II. Органы социальной защиты населения
Российской Федерации .....................................................102
Глава 7. Государственные органы социальной защиты
населения .............................................................................102
7.1. Федер альные органы исполнительной власти Российской
Федерации .........................................................................................102
7.1.1. Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации ..........................................................102
7.1.2. Федеральная служба по труду и занятости ............................104
7.1.3. Федеральное агентство по здравоохранению
и социальному развитию ........................................................105
7.2. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации ....................................................................106
7.2.1. Деятельность департамента социальной защиты
населения субъектов РФ .........................................................106
7.2.2. Деятельность территориального управления социальной
защиты населения ................................................................... 111
7.3. Федеральные государственные учреждения медико-социальной
экспертизы ........................................................................................ 118
7.3.1. Организация деятельности федеральных государственных
учреждений медико-социальной экспертизы ........................ 118
7.3.2. Порядок признания лица инвалидом ....................................122
Глава 8. Организация деятельности территориальных
органов социальной защиты населения ..........................125
8.1. Взаимодействие территориальных органов социальной защиты
населения с государственными учреждениями ..............................125
8.2. Должностной регламент государственных гражданских служащих
управления социальной защиты населения ....................................129
8.3. Организация работы территориальных органов социальной
защиты населения с обращениями граждан ...................................134
8.3.1. Прием и регистрация поступающей корреспонденции .......134
8.3.2. Рассмотрение письменных обращений граждан .................. 137
8.3.3. Сроки рассмотрения обращений и контроль
исполнения ..............................................................................138
8.3.4. Личный прием граждан ..........................................................139
8.4. Организация справочно-кодификационной работы
в территориальных органах социальной защиты населения .........140
8.5. Организация работы территориальных органов социальной
защиты населения по назначению и выплате пособий на детей.
Подготовка дел получателей пособий .............................................141
8.6. Организация работы территориальных органов социальной
защиты населения в области реабилитации инвалидов .................143
8.6.1. Основные направления реабилитации инвалидов ...............143
8.6.2. Медицинская реабилитация инвалидов ................................147
8.6.3. Профессиональная реабилитация .........................................153
8.6.4. Социальная реабилитация инвалидов ...................................158
8.7. Организация работы территориальных органов социальной
защиты населения по направлению граждан в стационарные
учреждения социального обслуживания .........................................170
8.8. Меры социальной поддержки граждан
в жилищно-коммунальной сфере ....................................................177
8.8.1. Виды социальной поддержки граждан ..................................177
8.8.2. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг ............................................................ 178
8.8.3. Предоставление компенсаций расходов на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг ...........................192
8.9. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан .......197
8.9.1. Изменения в системе социальной защиты ............................197
8.9.2. Меры социальной поддержки жертв политических
репрессий, тружеников тыла и в етеранов труда ...................197
8.9.3. Порядок присвоения звания «Ветеран труда»
и предоставление мер социальной поддержки
отдельным категориям граждан субъектов РФ .....................201
8.9.4. Дополнительные меры социальной поддержки
отдельных категорий граждан ............................................... 204
8.10. Деятельность территориальных органов социальной защиты
населения по социальной поддержке семьи, детей и граждан
пожилого возраста ......................................................................... 206
8.11. Меры социальной поддержки граждан, пострадавших
от радиационных и техногенных катастроф ................................. 211
ЛИТЕРАТУРА .........................................................................................215
Аудитория:   12 лет и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   295 г
Размеры:   60x 90x 16 мм
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Учебное пособие
Сведения об издании:   1-е полное издание
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить