Основы работоспособности технических систем Основы работоспособности технических систем Рассмотрены основные процессы, вызывающие снижение работоспособности технических систем (машин): трение, изнашивание, пластическое деформирование, усталостное и коррозионное разрушение деталей машин. Приведены основные направления и методы обеспечения работоспособности машин. Описаны методы оценки работоспособности элементов и технических систем в целом. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен специалистам по сервису и технической эксплуатации автомобилей, тракторов, строительных, дорожных и коммунальных машин. Академия, Academia 978-5-7695-6003-3
529 руб.
Russian
Каталог товаров

Основы работоспособности технических систем

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Рассмотрены основные процессы, вызывающие снижение работоспособности технических систем (машин): трение, изнашивание, пластическое деформирование, усталостное и коррозионное разрушение деталей машин. Приведены основные направления и методы обеспечения работоспособности машин. Описаны методы оценки работоспособности элементов и технических систем в целом. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен специалистам по сервису и технической эксплуатации автомобилей, тракторов, строительных, дорожных и коммунальных машин.
Отрывок из книги «Основы работоспособности технических систем»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эффективность использования и качество функционирования
машин определяются уровнем их работоспособности и надежности. Общая продолжительность простоев машин и оборудования вследствие технического обслуживания и ремонта составляет значительную долю годового фонда рабочего времени. Потери, связанные с обеспечением работоспособности машин, за период эксплуатации в несколько раз превышают их начальную стоимость.
Обеспечение надежности машин является сложной проблемой,
для решения которой необходимо проведение комплекса конструкторских, технологических и организационных мероприятий на всех стадиях существования машин.
Недостаточная надежность машин снижает их производительность из-за простоев в ремонте, увеличивает материальные и трудовые затраты на их содержание, а также капитальные вложения в производственные фонды ремонтного производства и в промышленность, занятую выпуском запасных частей.
Современному специалисту в области дорожных, строительных и коммунальных машин для решения практических задач по обеспечению надежности требуется знание широкого круга вопросов. Это относится, прежде всего, к основам теории вероятностей и математической статистики, триботехнике и теории изнашивания. Важно также знать современные методы проектирования, производства и эксплуатации машин. Большинство из этих
вопросов рассмотрено в данном учебнике. Основное внимание
уделено вопросам обеспечения планируемого уровня работоспособности и надежности машин с учетом их специфики.
Основы работоспособности, приборы и методы исследований,
а также пути повышения надежности объекта изучают в теории надежности, которая находится на стыке нескольких наук: теории вероятностей и математической статистики, теории трения и изнашивания, теории эксперимента и др. Основными задачами теории надежности являются изучение закономерностей возникновения отказов и неисправностей объекта и на базе результатов исследований разработка мероприятий, направленных на обеспечение выполнения объектом заданных функций с наименьшими затратами.
Для обеспечения надежной работы машин необходимо постоянно совершенствовать их конструкцию и технологию производства, разрабатывать и внедрять мероприятия по поддержанию работоспособности машин в эксплуатации. В связи с этим изучение научных основ обеспечения работоспособности машин должно стать неотъемлемой частью учебного процесса в технических вузах страны.
Целями освоения дисциплины являются получение студентами знаний, умений и приобретение навыков в области обеспечения работоспособности машин и прогнозирования их основных характеристик и показателей.
Гл а в а 1
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Технический прогресс и надежность машин
С развитием научно-технического прогресса возникают все
более сложные проблемы, для решения которых необходима разработка новых теорий и методов исследований. В частности, в машиностроении вследствие усложнения конструкции машин, их технической эксплуатации, а также технологических процессов требуются обобщение и более квалифицированный, строгий инженерный подход к решению задач обеспечения долговечности техники.
Технический прогресс связан с созданием сложных современных машин, приборов и рабочего оборудования, с постоянным повышением требований к качеству, а также с ужесточением режимов работы (увеличением скоростей, рабочих температур, нагрузок). Все это явилось основанием для развития таких научных дисциплин, как теория надежности, триботехника, техническая
диагностика.
Надежностью называют свойство объекта (машины в целом
или отдельной сборочной единицы) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность представляет собой совокупность свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Эти два свойства тесно связаны между собой, поэтому очевидно, что мероприятия, направленные на обеспечение долговечности и безотказности машин, не разделимы.
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Под устранением отказа подразумевают восстановление работоспособности объекта путем ремонта (для ремонтируемых элементов) или замены (для не ремонтируемых элементов) отказавшего элемента. Долговечность и ремонтопригодность являются основными свойствами, определяющими уровень надежности машин и
оборудования.
Сохраняемость — свойство объекта непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение, после хранения и (или) транспортирования. Это свойство более важно для машин сезонного использования и сменного рабочего оборудования: снегоочистителей, уплотняющих машин, грейферного оборудования,кусторезов и др.
Историю развития научных исследований в этом направлении
можно разделить на четыре этапа.
Первый этап (1950-е гг.) включает в себя становление направления, формирование задач исследований. В этот период было положено начало систематического изучения долговечности и безотказности машин, сформулированы требования к их количественным показателям.
Второй этап (1960-е гг.) — формирование классической теории надежности. В нашей стране в этот период широкую известность получили работы Б.В.Гнеденко, Ю.К.Беляева, А.Д.Соловьева, Я.Б.Шора. Для этого этапа характерны начало изучения долговечности и безотказности механических систем на стадии проектирования, разработка методов расчета элементов машин с учетом статистических данных о надежности, организация систематического сбора и статистической обработки информации о надежности, нормирование показателей долговечности и безотказности.
Третий этап (1970-е гг.) характеризуется системным подходом к анализу надежности машин с учетом технико-экономических показателей, перспектив развития техники. В этот период были разработаны и нашли широкое применение в машиностроении методы управления долговечностью и безотказностью машин в
эксплуатации, основанные на анализе статистических данных об отказах сборочных единиц с учетом затрат на обеспечение их работоспособного состояния. Большой вклад в развитие таких методов для автомобилей и дорожно-строительных машин внесли советские ученые Л.В.Дехтеринский, А.М.Шейнин, Е.С.Кузнецов, Д.П.Волков, В.С. Бочаров и др.
Четвертый этап (современный) предусматривает разработку и
внедрение комплекса мероприятий по обеспечению работоспособности основных элементов при конструировании, изготовлении и эксплуатации машин. Эти мероприятия разрабатывают на основе результатов анализа физической сущности и закономерностей изменения процессов, происходящих в элементах машины в период ее эксплуатации.
Такой характер развития исследований долговечности машин — от статистического описания к анализу физических процессов — не случаен. Он объясняется законом перехода количественных изменений в качественные. Первые этапы развития работ в области обеспечения работоспособности изделий машиностроения были связаны с накоплением информации, ее обобщением и анализом вследствие сложности процессов изменения технического
состояния машин и отсутствия инженерных методов и приборов, позволяющих зарегистрировать эти процессы. В ходе исследований ограничивались сбором статистических данных об отказах и о неисправностях сборочных единиц. Пользуясь терминологией теории систем, можно отметить, что исследования надежности машин проводились на макроуровне, без учета процессов, которые вызывают изменение технического состояния основных элементов и сборочных единиц. Это обеспечивало возможность количественной оценки долговечности без учета механизма снижения работоспособности машины.
В настоящее время при решении конкретных инженерных задач все более широко используют достижения фундаментальных естественных наук. В частности, создание оптических квантовых генераторов (лазеров), оборудования для спектрального анализа материалов, разработка таких методов, как ферро- и хроматография, открыли принципиально новые возможности для проведения экспериментальных исследований при решении задач обеспечения долговечности машин.
Современные методы физических исследований и экспериментальное оборудование, созданное в последние годы, позволяют не только зарегистрировать процессы изменения технического состояния элементов машин, но и оценить влияние основных факторов на характер протекания этих процессов. Таким образом, созданы необходимые условия для анализа долговечности элементов машин на микроуровне, что позволяет более строго обосновать мероприятия по обеспечению их работоспособности.
Исследование процессов изменения технического состояния
машин является предметом новой дисциплины — триботехники.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие
Глава 1. Проблема обеспечения работоспособности технических систем
1.1. Технический прогресс и надежность машин
1.2. История формирования и развития триботехники
1.3. Роль триботехники в системе обеспечения работоспособности машин
1.4. Трибоанализ технических систем
1.5. Причины снижения работоспособности машин в эксплуатации
Глава 2. Свойства рабочих поверхностей деталей машин
2.1. Параметры профиля рабочей поверхности детали
2.2. Вероятностные характеристики параметров профиля
2.3. Контакт рабочих поверхностей деталей сопряжения
2.4. Структура и физико-механические свойства материала
поверхностного слоя детали
Глава 3. Основные положения теории трения
3.1. Понятия и определения
3.2. Взаимодействие рабочих поверхностей деталей
3.3. Тепловые процессы, сопровождающие трение
3.4. Влияние смазочного материала на процесс трения
3.5. Факторы, определяющие характер трения
Глава 4. Изнашивание элементов машин
4.1. Общая закономерность изнашивания
4.2. Виды изнашивания
4.3. Абразивное изнашивание
4.4. Усталостное изнашивание
4.5. Изнашивание при заедании
4.6. Коррозионно-механическое изнашивание
4.7. Факторы, влияющие на характер и интенсивность изнашивания элементов машин
Глава 5. Влияние смазочных материалов на работоспособность технических систем
5.1. Назначение и классификация смазочных материалов
5.2. Виды смазки
5.3. Механизм смазочного действия масел
5.4. Свойства жидких и пластичных смазочных материалов
5.5. Присадки
5.6. Требования, предъявляемые к маслам и пластичным смазочным материалам
5.7. Изменение свойств жидких и пластичных смазочных
материалов в процессе работы
5.8. Формирование комплексного критерия оценки состояния
элементов машин
5.9. Восстановление эксплуатационных свойств масел
5.10. Восстановление работоспособности машин
с помощью масел
Глава 6. Усталость материалов элементов машин
6.1. Условия развития усталостных процессов
6.2. Механизм усталостного разрушения материала
6.3. Математическое описание процесса усталостного разрушения материала
6.4. Расчет параметров усталости
6.5. Оценка параметров усталости материала детали методами ускоренных испытаний
Глава 7. Коррозионное разрушение деталей машин
7.1. Классификация коррозионных процессов
7.2. Механизм коррозионного разрушения материалов
7.3. Влияние коррозионной среды на характер разрушения деталей
7.4. Условия протекания коррозионных процессов
7.5. Виды коррозионного разрушения деталей
7.6. Факторы, влияющие на развитие коррозионных процессов
7.7. Методы защиты элементов машин от коррозии
Глава 8. Обеспечение работоспособности машин
8.1. Общие понятия о работоспособности машин
8.2. Планирование показателей надежности машин
8.3. Программа обеспечения надежности машин
8.4. Жизненный цикл машин
Глава 9. Оценка работоспособности элементов машин
9.1. Представление результатов трибоанализа элементов машин
9.2. Определение показателей работоспособности элементов
машин
9.3. Модели оптимизации долговечности машин
Глава 10. Работоспособность основных элементов технических систем
10.1. Работоспособность силовой установки
10.2. Работоспособность элементов трансмиссии
10.3. Работоспособность элементов ходовой части
10.4. Работоспособность электрооборудования машин
10.5. Методика определения оптимальной долговечности машин
Заключение
Список литературы
Аудитория:   18 и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   285 г
Размеры:   217x 145x 16 мм
Тираж:   2 500
Литературная форма:   Учебник
Тип иллюстраций:   Схемы, Таблицы, Графики
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить