Теоретические основы воспитания Теоретические основы воспитания В учебнике изложены основные категории и признаки воспитания как компонента социализации и управления развитием личности, раскрыты основные положения духовно-нравственного формирования подростков. Воспитание рассмотрено с позиции его многомерности и исторического развития. Представлены современные подходы к управлению воспитанием и концепции развития воспитания в образовательном учреждении. Отражены актуальные проблемы моделирования и проектирования воспитательных систем, охарактеризована теория организации педагогического взаимодействия школы и семьи. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезно аспирантам, педагогам, слушателям курсов повышения квалификации. Academia 978-5-7695-6798-8
603 руб.
Russian
Каталог товаров

Теоретические основы воспитания

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
В учебнике изложены основные категории и признаки воспитания как компонента социализации и управления развитием личности, раскрыты основные положения духовно-нравственного формирования подростков. Воспитание рассмотрено с позиции его многомерности и исторического развития. Представлены современные подходы к управлению воспитанием и концепции развития воспитания в образовательном учреждении. Отражены актуальные проблемы моделирования и проектирования воспитательных систем, охарактеризована теория организации педагогического взаимодействия школы и семьи. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезно аспирантам, педагогам, слушателям курсов повышения квалификации.
Отрывок из книги «Теоретические основы воспитания»
Важной и сложнейшей составляющей образовательного процесса, осуществляемого педагогами образовательных учреждений, является воспитание детей. Важность этого процесса — в его судьбоносной роли в жизни ребенка; сложность — в том, что маленький
человек попадает в качественно новые условия жизнедеятельности,
т.е. в учебное заведение, в адаптации к этим условиям.
Все это непросто не только для самого обучаемого, но и для тех,
кто призван вести его по этому пути, поддерживать, помогать обретению качественно нового социального опыта, учить общению,
показывать живой пример добра и справедливости.
Воспитание — благородный по предназначению, но очень нелегкий и ответственный труд, который требует от педагога многого: и
человеческой, личностной к нему готовности (прежде всего устойчивой мотивации и желания работать с детьми), и профессиональной подготовленности (владения необходимыми познаниями, технологиями, методами педагогической деятельности). Педагог должен понимать, что, для чего и как делать, и по возможности делать
трудное для ребят интересным, а скучное — творческим. Конечно,
это непросто, но необходимо и учителю, и, главное, его воспитанникам.
Среди многочисленных факторов, способствующих учительскому успеху, — знание и понимание того, что такое воспитание.
Обратимся же к этому непростому понятию, к его содержательной
сущности и проявлениям.
Слово «воспитание» раньше означало вскармливание, взращивание живого существа, «питание» его необходимыми для роста и развития знаниями, представлениями, умениями, создание для все-
го этого благоприятных внешних условий. В таком «питании» —
воспитании, т.е. поддержке развития, раскрытии внутренних потенциалов, становлении индивидуальности объективно нуждается
всякий, особенно растущий, человек.
Воспитание как комплексный феномен, основание и результат
общественного развития характеризуется рядом сущностей и категорий. Наиболее фундаментальные сущности воспитания раскрывает философия в своих постулатах и закономерностях. К при-
меру, понимание общего, особенного и единичного ориентирует
при анализе воспитательного процесса или его элементов на изучение наличия и детерминации такого рода признаков, без чего
трудно адекватно определить и стратегии, и конкретную тактику
воспитательной деятельности. Не менее значимо понимание взаимодействия и взаимозависимостей, а также объективной и
субъективной детерминации. При этом необходимо учитывать
много- и разнофакторность воспитания как целенаправленного
влияния на детей, сложность и противоречивость движущих сил
развития. С этим связана и другая, принципиальная и для исследователей, и особенно для практиков воспитания идея: никакое изменение в поведении или характере ребенка не может быть следствием какого-то одного влияния. Существенно и другое: именно философия определяет пути познания: методологическую базу — под-
ходы к изучению, исследованию сложнейших явлений педагогической действительности, процессов воспитания, чтобы предоставить
практике необходимую исходную научную информацию.
Безусловна и психологическая сущность воспитания, которое
имеет своей целью формирование личности, а потому обращено к
психической жизни человека, а тем более — человека, интенсивно
растущего, проходящего определенные ступени психического развития. (Впрочем, в не меньшей мере, но, понятно, по-другому обращено и к педагогу — человеку, который этому развитию профессионально способствует.) Развитие психики школьника — его мышления, чувств, воли и пр. — общий результат усилий обеих групп специалистов. Больше того, они «бесполезны» друг без друга, а то и опасны: лечение (педагог) опасно без точного диагноза (психолог),
и самый компетентный и объективный диагноз остается бессмысленной констатацией без основанного на его данных лечения. В то
же время именно по изменениям качества и уровня психологических параметров ребенка диагностируются результаты его воспитания — изменения показателей воспитанности. И еще об одном: возрастающая общественная потребность в интеграции знаний обеих наук воплотилась в идеях межнаучных дисциплин — педагогической психологии и психологической педагогики, которую В.П.Зинченко справедливо назвал «живым знанием»
1
. Не случайно и то, что
в современных стандартах профессионального образования по-
явился предмет «Психология и педагогика»
2
.
Естественна и существенна связь практически всех аспектов
воспитания с различными отраслями физиологии и медицины, по-
скольку объектом и субъектом воспитания выступает человек с возрастными и иными особенностями развития его материальной субстанции — организма, его биологической природой и функциями,
строением, типом нервной деятельности; а также поскольку всегда
актуальной выступает проблема обеспечения здорового образа
жизни детей, профилактики и преодоления социальных болезней,
формирования у школьников понимания важности и навыков устойчивого сопротивления разрушающим здоровье факторам, приобщения к регулярным занятиям физической культурой и различными видами спорта.
Рассмотрим также социологическую сущность воспитания. Социология изучает социальную структуру, параметры и процессы
общественного существования людей, т.е. ту среду, тот социум, на
фоне и внутри которого происходит воспитание. Общественные
явления разного масштаба и направленности, разной социальной
ценности для детей и взрослых всегда так или иначе влияют на то,
что и как происходит в главных институтах воспитания — школе
и семье. В свою очередь, от них во многом зависит, какими вырастают новые поколения граждан страны. Поэтому обоюдно значимы получаемые в ходе социологических исследований данные и о
чертах современных школьников, и об особенностях, а главное —
о тенденциях развития общества. Собственно, в этом — результат
системы воспитания, в том числе состояния и деятельности школы, семьи, их взаимодействия в обществе и с обществом. Такая общественная оценка необходима всем государственным и общественным субъектам воспитания, чтобы не только анализировать
полученные результаты, но и, основываясь на этом, определять
перспективы дальнейшего развития и совершенствования.

Оставить заявку на описание
?
Содержание
От авторов ................................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы воспитания
в образовательном процессе .............................................................. 5
1.1. Сущностная характеристика понятия воспитания. Основные
категории и признаки воспитания .............................................................. 5
1.2. Воспитание как компонент социализации личности ............................. 17
1.3. Воспитание как компонент управления развитием личности ............. 26
1.4. Воспитание как процесс передачи и усвоения культуры ...................... 33
1.5. Духовно-нравственное воспитание как основа формирования
личности .......................................................................................................... 42
Глава 2. История развития воспитания как общественного явления .... 53
2.1. Классики педагогики о воспитании в разные исторические эпохи .... 53
2.2. Многомерность воспитания ........................................................................ 75
Глава 3. Теоретические основы воспитания ................................................. 82
3.1. Принципы государственной политики в области воспитания ............. 82
3.2. Движущие силы и логика воспитательного процесса ........................... 89
3.3. Закономерности и принципы воспитания ............................................... 94
3.4. Цели и задачи воспитания ......................................................................... 102
3.5. Функции воспитания .................................................................................. 108
Глава 4. Современные подходы к управлению воспитанием ................. 114
4.1. Системный подход к построению воспитательного процесса ........... 114
4.2. Деятельностный подход в воспитании учащихся ................................. 118
4.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной
деятельности ................................................................................................ 124
4.4. Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка ..... 127
4.5. Синергетический подход как современная методологическая
ориентация ................................................................................................... 129
4.6. Компетентностный подход к построению воспитательного
процесса ........................................................................................................ 133
4.7. Личностно-деятельностный подход в воспитании учащихся ............ 142
Глава 5. Современные концепции воспитания .......................................... 148
5.1. Характеристика построения концепции воспитательных систем .... 148
5.2. Концепция системного построения процесса воспитания ................. 155
5.3. Концепция теории системно-ролевого формирования личности
ребенка .......................................................................................................... 160
5.4. Концепция воспитания как педагогического компонента
социализации ребенка ............................................................................... 164
5.5. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека ....... 167
5.6. Концепция воспитания ребенка как человека культуры .................... 170
5.7. Концепция воспитания на основе потребностей человека ................ 174
5.8. Концепция самовоспитания школьника ................................................. 176
5.9. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его
развития ........................................................................................................ 180
5.10. Концепция воспитания в адаптивной школе ....................................... 183
5.11. Концепция системы школы самовыражения личности
учащегося ................................................................................................... 186
Глава 6. Теории моделирования и проектирования воспитательных
систем ................................................................................................... 191
6.1. Теории моделирования и проектирования воспитательных систем
в образовательных учреждениях ............................................................. 191
6.2. Характеристика функций управления воспитательным процессом
образовательного учреждения ................................................................. 201
6.3. Современные подходы к созданию и развитию школьного
самоуправления ........................................................................................... 209
Глава 7. Теория организации педагогического взаимодействия
школы и семьи ................................................................................... 218
7.1. Педагогическое взаимодействие школы и семьи:
философско-исторический аспект .......................................................... 218
7.2. Стратегии и основные подходы к организации сотрудничества
школы и семьи ............................................................................................. 233
7.3. Оценка качества педагогического взаимодействия школы
и семьи ........................................................................................................... 245
Словарь ................................................................................................................. 265
Аудитория:   12 лет и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   360 г
Размеры:   215x 145x 18 мм
Тираж:   1 500
Литературная форма:   Учебник
Сведения об издании:   1-е полное издание
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить