Средневековье и деньги Средневековье и деньги Деньги правят миром – утверждение, которое ныне является лозунгом капиталистической цивилизации — цивилизации, где все покупается и все продается. Современный нам мир трудно представить без кризисов, биржевых сводок, банкротств банков. Лучшие экономисты, политики мира наперебой соревнуются, стараясь предсказать дальнейшее развитие экономики XXI века. А что если пойти другим путем и в поисках решения обратиться к первым шагам современной Европы, к эпохе средневековья, когда собственно зародилась западноевропейская цивилизация. С первого взгляда этот шаг может показаться странным — ведь средневековье представляется нам временем, безраздельного господства христианской церкви, превозносившей идеал честной бедности и нестяжательства, отрицавшей власть денег, символом чему являлось изгнание Христом торговцев из храма. Но Жак Ле Гофф, крупнейший французский историк современности, смог еще раз показать нам «другое средневековье» — средневековье расчетливых купцов и банкиров, менял и ростовщиков; королей, меняющих курсы стоимости монет, чтобы расплатиться с долгами; монашеских орденов, ведущих точную бухгалтерию; папства, опутавшего средневековую Европу целой сетью финансовых обязательств. На страницах этой книги читатель найдет все, что было связано с деньгами в эпоху средневековья: управление финансами, циркуляцию денег в Европе, чеканку, монетные дворы и виды монет, налоговую систему, рождение переводного векселя, динамику цен и изменение зарплат. Нельзя не удивиться, насколько созвучны реалии того времени нашей современности: будь то колоссальные инвестиции в крестовые походы или строительство готических соборов, замедлившие взлет средневековой экономики; или история «новых» богачей — денежных воротил, первых банкиров, создающих свои финансовые империи при поддержке крепнущих государств. Можно смело сказать, что книга Жака Ле Гоффа — первый учебник по истокам европейской экономики, вышедший на русском языке. Евразия 978-5-91852-029-1
285 руб.
Russian
Каталог товаров

Средневековье и деньги

  • Автор: Жак ле Гофф
  • Твердый переплет. Целлофанированная или лакированная
  • Издательство: Евразия
  • Год выпуска: 2010
  • Кол. страниц: 224
  • ISBN: 978-5-91852-029-1
Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Деньги правят миром – утверждение, которое ныне является лозунгом капиталистической цивилизации — цивилизации, где все покупается и все продается. Современный нам мир трудно представить без кризисов, биржевых сводок, банкротств банков. Лучшие экономисты, политики мира наперебой соревнуются, стараясь предсказать дальнейшее развитие экономики XXI века. А что если пойти другим путем и в поисках решения обратиться к первым шагам современной Европы, к эпохе средневековья, когда собственно зародилась западноевропейская цивилизация. С первого взгляда этот шаг может показаться странным — ведь средневековье представляется нам временем, безраздельного господства христианской церкви, превозносившей идеал честной бедности и нестяжательства, отрицавшей власть денег, символом чему являлось изгнание Христом торговцев из храма. Но Жак Ле Гофф, крупнейший французский историк современности, смог еще раз показать нам «другое средневековье» — средневековье расчетливых купцов и банкиров, менял и ростовщиков; королей, меняющих курсы стоимости монет, чтобы расплатиться с долгами; монашеских орденов, ведущих точную бухгалтерию; папства, опутавшего средневековую Европу целой сетью финансовых обязательств. На страницах этой книги читатель найдет все, что было связано с деньгами в эпоху средневековья: управление финансами, циркуляцию денег в Европе, чеканку, монетные дворы и виды монет, налоговую систему, рождение переводного векселя, динамику цен и изменение зарплат. Нельзя не удивиться, насколько созвучны реалии того времени нашей современности: будь то колоссальные инвестиции в крестовые походы или строительство готических соборов, замедлившие взлет средневековой экономики; или история «новых» богачей — денежных воротил, первых банкиров, создающих свои финансовые империи при поддержке крепнущих государств. Можно смело сказать, что книга Жака Ле Гоффа — первый учебник по истокам европейской экономики, вышедший на русском языке.
Отрывок из книги «Средневековье и деньги»
Деньги, о которых пойдет речь, не назывались в средние века одним-единственным словом — ни на латыни, ни на местных наречиях. Деньги в том смысле, какой мы придаем этому слову сегодня и который дал название этому очерку, — продукт нового времени. Это уже показывает, что деньги не были персонажами первого плана в средневековую эпоху — ни с экономической, ни с политической, ни с психологической и этической точек зрения. Слова в средневековом французском языке, которые ближе всего к современному понятию денег, — «monnaie», «denier», «pecune» . Тогдашние реалии, к которым можно было бы применить термин «деньги» сегодня, были не главными из воплощений богатства. Если один японский медиевист мог утверждать, что богач родился в средние века, хотя это не факт, — в любом случае богатство этого богача должно было не в меньшей и даже в большей степени состоять из земель, людей и власти, чем из денег в виде монет.

В отношении к деньгам средневековье в долгой перспективе истории представляет собой регрессивную стадию. Деньги тогда были менее важны и менее представлены, чем в Римской империи, и особенно по сравнению с тем, насколько они будут важны в XVI и тем более в XVIII в. Пусть даже деньги были реалией, с которой средневековое общество вынуждено было все более считаться и которая начинала приобретать черты, характерные для нее в новое время, — у людей средневековья, в том числе у купцов, клириков и богословов, никогда не было ясного и единого представления о предмете, который мы понимаем под этим термином сегодня.

В этом очерке наше особое внимание привлекут две темы. С одной стороны — какой была судьба монеты или, скорей, монет в средневековой экономике, жизни и менталитете; с другой — как их рассматривало христианство в обществе, где религия доминировала, как оно учило христианина относиться к деньгам и как с ними обращаться. По пункту первому мне представляется, что в средние века монета постоянно становилась явлением все более редким, а главное — очень разрозненным и разнообразным, и что эта разрозненность стала одной из причин, по которым резкого подъема экономики добиться было трудно. Что касается второго, то заметно, что стремление к деньгам и пользование ими, шла ли речь об отдельных лицах или о государствах, мало-помалу находили оправдание и легитимацию, какие бы условия для этого оправдания ни ставил институт, наставлявший и направлявший всех, — церковь.

Мне остается вместе с Альбером Ригодьером особо выделить проблему определения денег в том смысле, в каком их обычно понимают сегодня и в каком они рассмотрены в данном очерке: «Если кто-то хочет дать им определение, оно неизменно ускользает. Деньги, одновременно реальность и фикцию, субстанцию и функцию, цель и средство завоевания, прибежище и исключающую ценность, движущую силу и конечную цель отношений, невозможно заключить в единое целое, равно как нельзя свести ни к одной из этих составных частей» . Я постараюсь учитывать здесь это многообразие значений и уточнять для читателя, какой смысл вкладывается в слово «деньги» в том или ином месте очерка.

Изучение роли денег в средневековье побуждает выделить как минимум два больших периода. Прежде всего — первое средневековье, скажем так, от Константина до святого Франциска Ассизского, то есть приблизительно с IV в. до конца XII в., когда деньги регрессировали, монета все более отходила на задний план, а потом лишь наметилось ее медленное возвращение. Тогда преобладало социальное противопоставление potentes и humiles, то есть сильных и слабых. Потом, с начала XIII в. до конца XV в., главной стала пара dives и pauper, богатый и бедный. Действительно, обновление экономики и подъем городов, укрепление королевской власти и проповедь церкви, особенно нищенствующих орденов, дали возможность для усиления роли денег, хотя, как мне кажется, тот порог, за которым начинается капитализм, перейден так и не был, причем тогда же росла популярность добровольной бедности и особо подчеркивалась бедность Христа.

Теперь, я полагаю, важно отметить два аспекта истории средневековой монеты. Первый: наряду с реальными монетами в средние века существовали счетные монеты, благодаря которым средневековое общество, по меньшей мере некоторые его круги, приобрело в сфере бухгалтерии искусность, какой не достигло в практической экономике. В 1202 г. пизанец Леонардо Фибоначчи, сын таможенного чиновника Пизанской республики, в Бужи, в Северной Африке, написал на латыни «Книгу абака» (счетной таблички античных времен, ставшей в X в. доской с колонками, где использовались арабские цифры), в которой, в частности, ввел такое важное для бухгалтерии изобретение, как ноль. Этот прогресс, не прекращавшийся на Западе в течение всего средневековья, привел к тому, что в 1494 г. фра Лука Пачоли составил «Сумму арифметики», настоящую энциклопедию по арифметике и математике, предназначенную для купцов. В то же время в Нюрнберге, в Южной Германии, появилось сочинение «Метод расчета».

Далее, поскольку использование денег неизменно связывалось с соблюдением религиозных и этических правил, надо указать тексты, на которые опиралась церковь, поучая и при необходимости поправляя или осуждая пользователей денег. Все они содержатся в Библии, но особо действенные на средневековом Западе брались чаще из Евангелия, чем из Ветхого Завета, кроме одной фразы, очень известной как у иудеев, так и у христиан. Речь идет о стихе 31:5 из книги «Экклезиастик» («Премудрость Иисуса, сына Сирахова»), который гласит: «Кто любит деньги, едва ли избежит греха» . Позже мы увидим, как иудеи, вопреки своему желанию, в большей или меньшей степени перестали считаться с этой максимой и как средневековое христианство по мере развития нюансировало, не упраздняя, принципиальный пессимизм в отношении денег, который она внушала. Вот новозаветные тексты, наиболее повлиявшие на отношение к деньгам:

1) Матфей, 6:24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (маммоной в позднем иудаизме называлось неправедное богатство, прежде всего в монете).

2) Матфей, 19:23–24: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Те же тексты есть в Евангелиях от Марка (10:23–25) и от Луки (18:24–25).

3) Один текст у Луки (12:13–22) осуждает накопление сокровищ, в частности, 12:15: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Далее у Луки (12:33) Иисус говорит богачам: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню». Наконец, Лука рассказывает историю о злом богаче и бедном Лазаре (16:19–31), на которую без конца ссылались в средние века. Первый отправился в ад, тогда как второго приняли в рай.

Можно догадаться, какой резонанс эти тексты могли иметь в средневековье. В них выражена суть экономического и религиозного контекста, в каком использовались деньги в течение всех средних веков, даже если новые толкования ослабляли суровость этих предписаний: осуждение алчности как смертного греха, похвала милосердию (благотворительности) и, наконец, в перспективе спасения, важнейшей для мужчин и женщин средневековья, — восхваление бедных и изображение бедности как идеала, воплощенного в Иисусе.

Теперь я хотел бы дополнить историю денег в средние века, которую вы прочтете, свидетельствами иконографии. Средневековые изображения, на которых фигурируют деньги, часто в символическом виде, — всегда уничижительны и рассчитаны на то, чтобы заставить зрителя бояться денег. Первый образ — особо впечатляющий эпизод из истории Иисуса: изображение Иуды, получающего тридцать денариев, за которые он продал учителя тем, кто того распнет. Например, в знаменитой рукописи «Сад наслаждений» XII в. с многочисленными иллюстрациями на одном фолио изображен Иуда, получающий деньги за свою измену, со следующим комментарием: «Иуда — худший из купцов, олицетворяющий ростовщиков, которых Иисус изгнал из храма, так как они возлагают надежду на богатство и хотят, чтобы деньги торжествовали, царили, господствовали, а это пародия на похвалы, славящие царство Христово на земле».

Главный иконографический символ денег в средние века — кошель на шее богача, тянущий его в ад. Этот роковой кошель, наполненный деньгами, изображен на хорошо заметных скульптурах, на тимпанах и капителях церквей. Явно о нем же идет речь и в разделе «Ад» «Божественной комедии» Данте:

И я пошел еще раз над обрывом,

Каймой седьмого круга, одинок,

К толпе, сидевшей в горе молчаливом.


Из глаз у них стремился скорбный ток;

Они все время то огонь летучий

Руками отстраняли, то песок.


Так чешутся собаки в полдень жгучий,

Обороняясь лапой или ртом

От блох, слепней и мух, насевших кучей.


Я всматривался в лица их кругом,

В которые огонь вонзает жала;

Но вид их мне казался незнаком.


У каждого на грудь мошна свисала,

Имевшая особый знак и цвет,

И очи им как будто услаждала.


Так, на одном я увидал кисет,

Где в желтом поле был рисунок синий,

Подобный льву, вздыбившему хребет.


А на другом из мучимых пустыней

Мешочек был, подобно крови, ал

И с белою, как молоко, гусыней.


Один, чей белый кошелек являл

Свинью, чреватую и голубую,

Сказал мне: «Ты зачем сюда попал?


Ступай себе, раз носишь плоть живую,

И знай, что Витальяно, мой земляк,

Придет и сядет от меня ошую.

Меж этих флорентийцев я чужак,

Я падуанец; мне их голос грубый

Все уши протрубил: "Где наш вожак,


С тремя козлами, наш герой сугубый?"».

Он высунул язык и скорчил рот,

Как бык, когда облизывает губы.


И я, боясь, не сердится ли тот,

Кто мне велел недолго оставаться,

Покинул истомившийся народ .
Содержание
Благодарности
Вступление
1. Наследие Римской империи
и христианизации
2. От Карла Великого до феодализма
3. Подъем значения монеты и денег
на рубеже XII-XIII веков
Развитие торговли
Подъем городов
Потребность в монете
4. Прекрасный век денег - XIII век
Деньги как предмет спора
Новые городские расходы
Великое строительство соборов
Обращение к новым источникам
финансирования
Социальные последствия более широкого
применения монеты
5. Обмен, деньги, монета в торговой
революции XIII века
Разработка копей
Циркуляция денег в Европе
Чеканка, монетные мастерские
и виды монет
Рост податей и его причины
6. Деньги и зарождающиеся государства
Управление финансами
Случай Франции
Оригинальная организация: Ганза
7. Заем, задолженность, ростовщичество............
Перевод заглавия:   Le Moyen Age et L'argent
Штрихкод:   9785918520291
Бумага:   Офсет
Масса:   270 г
Размеры:   205x 130x 13 мм
Тираж:   3 000
Литературная форма:   Научное издание
Сведения об издании:   Переводное издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Переводчик:   Некрасов М.
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить