Детская литература Детская литература Учебник знакомит будущих специалистов системы дошкольного образования с особенностями детской литературы как филологической дисциплины, ее спецификой и функциями. Большое внимание уделяется истории русской и зарубежной детской книги, творчеству известных детских писателей, проблемам детского чтения, а также критериям оценки детских книг. Отдельный раздел посвящен жанрам детского фольклора. Для студентов учреждений среднего педагогического профессионального образования. Может быть рекомендован учителям, педагогам дошкольного образования, филологам. Академия, Academia 978-5-7695-7570-9
779 руб.
Russian
Каталог товаров

Детская литература

Временно отсутствует
?
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • Отзывы ReadRate
Учебник знакомит будущих специалистов системы дошкольного образования с особенностями детской литературы как филологической дисциплины, ее спецификой и функциями. Большое внимание уделяется истории русской и зарубежной детской книги, творчеству известных детских писателей, проблемам детского чтения, а также критериям оценки детских книг. Отдельный раздел посвящен жанрам детского фольклора.

Для студентов учреждений среднего педагогического профессионального образования. Может быть рекомендован учителям, педагогам дошкольного образования, филологам.
Отрывок из книги «Детская литература»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник по детской литературе рассчитан на студентов сред-
них педагогических учебных заведений. Задача учебника — позна-
комить будущих специалистов системы дошкольного образования
с особенностями детской литературы как филологической дис-
циплины, ее спецификой и историей. Особое внимание уделяется
литературе для детей дошкольного возраста, а также произведе-
ниям для учащихся начальной школы. Учебный материал, пред-
ставленный широко и разнообразно, позволит обеспечить преем-
ственность в литературном развитии ребенка на разных этапах его
воспитания и обучения.
Книга знакомит студентов с особенностями фольклорных про-
изведений, через которые каждый ребенок входит в мир челове-
ческой культуры. Подробно рассматривается отечественная дет-
ская литература с момента ее зарождения до наших дней. Важная
роль придается зарубежной литературе для детей и ее связям с
русской детской литературой. Особый раздел посвящен познава-
тельным книгам для детей.
Учебник представляет детскую литературу как область словес-
ного искусства со своим идейно-тематическим, жанровым и сти-
листическим своеобразием. При этом литература для детей рас-
сматривается в рамках общелитературных закономерностей. Такая
установка позволяет студентам глубже освоить историко-литера-
турные и литературоведческие понятия. Они раскрываются как при
изучении литературных периодов и персоналий, так и в ходе ана-
лиза конкретных произведений. Подобный подход лежит в основе
программы по детской литературе для средних педагогических учеб-
ных заведений, в соответствии с которой создан учебник.

ВВЕДЕНИЕ
1. Детская литература и детское чтение
Учебник, лежащий перед вами, посвящен изучению особой
области мировой литературы — литературы для детей. Она пред-
ставляет собой объемный корпус художественных и научно-ху-
дожественных произведений, которые были написаны специально
для детского и юношеского чтения. Их авторы, детские и не только
детские писатели, адресовали свои сочинения непосредственно
юным читателям, и это определило содержание, проблематику
и язык произведений. К детской литературе относятся также пе-
ресказы для детей некоторых произведений мировой литературы.
Они вовсе не предназначались детям, но стали доступны дет-
ской аудитории. Некоторые переделки для детей не уступают в
своей популярности подлинникам, как это было, например, со
знаменитой книгой английского писателя XVIII века Даниеля
Дефо о Робинзоне Крузо. В круг детской литературы попадают
также художественные пересказы древних мифов и средневеко-
вых легенд, литературные обработки произведений устного на-
родного творчества, сделанные писателями для детского чтения.
Эти пересказы носят зачастую характер целенаправленной ав-
торской переработки. Так, сборник русских народных сказок
«Волшебное кольцо» неслучайно выходит под именем писателя
А.П.Платонова, который пересказал их в особой художествен-
ной манере.
Но детские книги и пересказы для детей не исчерпывают той
литературы, которую читают дети. С раннего детства они знако-
мятся с литературной классикой (например, слушая стихи А.А.Фе-
та или сказки А.С.Пушкина), став взрослее, зачитываются мод-
ными бестселлерами — от фэнтези до детективов. Все эти произ-
ведения вместе с детской литературой и составляют круг детского
чтения. Этот круг формируется, с одной стороны, школьным обра-
зованием, с другой — стихийно, через самостоятельные увлечения
ребенка или подростка. Между произведениями, созданными спе-
циально для детей, и теми, что входят в детское чтение, не являясь
собственно детскими, можно найти общее: ребенок самостоятель-
но или по совету учителя выбирает для чтения далеко не случайные
произведения, а только те, которые доступны и интересны ему.
Существует немало произведений, которые в силу тематиче-
ских или жанровых особенностей стоят на грани детского и взрос-
лого чтения, например рассказы и повести о детях или воспоми-
нания о детстве. Авторы таких книг пишут о ребенке, но обраща-
ются как к детям, так и ко взрослым. Подобное было при созда-
нии повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Когда
писатель работал над ней, то видел перед собой не только взрос-
лого читателя, но и ребенка. В истории русской литературы таких
произведений немало.
В пограничной с детской литературой области находятся про-
изведения приключенческих и фантастических жанров — они на-
писаны для любителей остросюжетной литературы без отчетли-
вых возрастных границ. Рассказы Артура Конан-Дойля о Шерлоке
Холмсе нравятся и детям, и взрослым. Таким образом, понятие
«детское чтение» намного шире, чем понятие «детская литерату-
ра». Но все-таки ведущее место в чтении детей занимает именно
детская литература, т.е. та, которая обращена к детям и предна-
значена им.
Такое соотношение, как показывает история детского чтения,
было не всегда. Долгое время дети довольствовались выборками из
той литературы, которую читали взрослые, а собственно детских
книг попросту не было. Их отсутствие объясняется тем, что «от-
крытие ребенка» произошло в мировой культуре довольно поздно,
и только с XVIII века стала формироваться особая культура дет-
ства и как часть ее — литература для детей. Отсутствие детских
книг на протяжении долгого времени во многом компенсирова-
лось произведениями народного словесного искусства, в любую
эпоху находившими путь к сердцу ребенка. Но на определенном
этапе общественного развития возникла настоятельная потреб-
ность в специальной детской литературе. Поначалу детские книги
занимали в литературе очень скромное место, но со временем
они стали незаменимой частью культуры.
Разумеется, подобные художественные процессы происходят
во всех странах — детскую литературу издают и читают везде. Но в
культуре каждой страны детская литература имеет свою историю
и свою специфику. В русском культурном сознании значение дет-
ской литературы всегда было достаточно велико, потому что книж-
ному слову отводилась высокая просветительская роль. Среди со-
здателей отечественной детской литературы были известные рус-
ские писатели, а также талантливые авторы, писавшие только
для детей. Благодаря их книгам ребенок входит в большой мир
русской литературы, открывает для себя красоту родного языка и
ценности национальной жизни. Но верно и другое: детские книги
писателей разных стран открывают ребенку широкую панораму
мировой культуры, делают его гражданином мира. Этому способ-
ствует и то, что детская литература разных стран имеет общие
черты, причем тенденции к интеграции в современной культуре
для детей заметно усиливаются.
Все сказанное касается не только детской литературы, но и
детской книги. Книга является реальным воплощением литератур-
ного произведения, и от того, как она выглядит, зависит во мно-
гом наше восприятие. Это в особенности касается детской книги,
содержание и оформление которой подчинено единой задаче —
служить чтением для ребенка. С момента создания детской литера-
туры ее авторы и издатели стремились к тому, чтобы детская кни-
га имела соответствующий внешний вид: обложку, шрифт, иллю-
страции. Но более полное понимание того, как связаны художе-
ственное оформление книги и ее содержание, пришло не сразу.
Детская книжная иллюстрация стала интенсивно развиваться в
конце XIX — начале XX века. Художники стремились к тому, что-
бы иллюстрации, отвечая особенностям детского восприятия,
служили изобразительным продолжением произведения. Возни-
кали творческие союзы детских писателей и художников, совместно
работавших над созданием детских книг (такой творческий союз
объединял, например, поэта С.Я.Маршака и художника В.В.Ле-
бедева). Иногда писатель становился иллюстратором собственных
книг, как это было с произведениями художника-анималиста
Е.И.Чарушина или финской писательницы Туве Янссон. Если
иллюстрации художника находятся в союзе со словом писателя,
то они становятся неотъемлемой частью художественного произ-
ведения и надолго остаются в памяти читателя.
Детские книги выпускают, как правило, издательства, специ-
ализирующиеся на издании детской литературы. От издателей за-
висит подбор авторов, тематический круг произведений, типы
изданий и книжных серий. В истории детской литературы сохра-
нились имена известных издателей, оказавших заметное влияние
на развитие отечественной детской литературы. В XVIII веке та-
ким издателем был Н.И.Новикоґв, в XIX веке прославились вы-
пуском детских книг М.О.Вольф и И.А.Сытин. Читатели того вре-
мени часто называли книги не по имени автора, а по имени изда-
теля, и это был знак читательского доверия. Еще больше возросла
роль отечественных издательств детской литературы в XX веке. Не-
которые из них (например, знаменитый ленинградский Детгиз,
созданный С.Я.Маршаком) становились центрами детской лите-
ратуры, вокруг которых собирались писатели, критики, иллюст-
раторы. В наши дни количество детских издательств очень велико,
некоторые из них появляются ненадолго, другие занимают на
книжном рынке постоянное место. От политики этих издательств
во многом зависит художественная культура отечественной дет-
ской книги, ее литературный уровень.
Но не только от них. Детская литература приходит к современ-
ному ребенку и с электронных дисков, и через экраны телевизо-
ров, и через Интернет. Новые средства передачи информации дик-
туют свои требования к содержанию и оформлению детской ли-
тературы, издаваемой на электронных носителях. В свою очередь
компьютерная культура влияет на традиционную детскую книгу и
ее оформление.
2. Функции детской литературы
Назначение детской литературы — быть художественным и
познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет
те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе.
По своей природе эти функции едины для всей литературы как
рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют
особое значение.
1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит
к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функ-
ция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают
при чтении литературных произведений. Читатель испытывает на-
слаждение от игры фантазии, уводящей его в мир вымышленных
героев и воображаемых обстоятельств. Ему доставляют удоволь-
ствие яркость и выразительность художественной речи, особая орга-
низация повествования. Дети способны испытывать эстетическое
удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрос-
лые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок
и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный
ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети
юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором худо-
жественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая
вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы всту-
паем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и ве-
рим в ее действительность.
2. Познавательная (гносеологическая) функция литературы за-
ключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и
явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир
невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жиз-
ни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художе-
ственные образы, которые обладают высокой степенью обобще-
ния. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, собы-
тии или характере закономерное, типичное, всеобщее.
Но детская литература печется не только об общем и типич-
ном, но и о единичном, конкретном, фактически точном. Дети в
отличие от взрослых только начинают открывать материальный
мир, и детские писатели удовлетворяют их стремление к его по-
знанию. Поэтому детская литература часто балансирует на грани
художественного и информативно-познавательного повествования.
Познавательную функцию детская литература выполняет и в от-
ношении родного языка — многозначность слова, его смысловые
и лексические возможности часто обыгрываются детскими писа-
телями; тогда вместе с игрой происходит освоение родного языка.
3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой
литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в
соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об уни-
версальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных
с конкретным временем и конкретной культурой. Писатели ста-
раются избежать прямого изложения своих нравственных программ.
Об авторских убеждениях, взглядах, пристрастиях говорят создан-
ные ими картины жизни и судьбы героев.
4. Детская литература со времени своего зарождения выполня-
ла дидактическую функцию. Правда, представления о том, чему
надо учить, со временем менялись. Было время, когда главной
ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хо-
тя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение
литературы совсем в другом — приобщить читателя к универсаль-
ным ценностям человеческого бытия. Представление о том, как
это делать, тоже не было неизменным. В прошлом остались произ-
ведения для детей, говорившие с ребенком языком назидания.
Детские писатели, как и их собратья по перу в «большой» литера-
туре, стремятся к «говорящим» героям и «говорящим» ситуациям.
При этом возникает столь ценная в художественной литературе
глубина и многозначность видения жизни. Это не отменяет опре-
деленности в отношении авторской позиции: размытость границ
добра и зла для ребенка-читателя всегда тягостна, как и трагиче-
ские финалы. Во взрослом читателе такие финалы способны про-
будить душевный подъем, а в ребенке — разрушить веру в торже-
ство добра. Жизнеутверждение — это главная ценность детской
литературы, ее основной эмоциональный тон.
Функции детской литературы определяют ее важную роль в
обществе — развивать и воспитывать детей средствами художе-
ственного слова. Это значит, что литература для детей в значи-
тельной степени зависит от существующих в обществе идеологи-
ческих, религиозных, педагогических установок. Они могут вли-
ять на оценку детской книги и ее судьбу. Так, в истории русской
детской литературы были периоды, когда ее эстетическая функ-
ция явно недооценивалась, а на первый план выдвигалась ценно-
стно-воспитательная функция, причем под ценностями понима-
лись сословные нормы или политические доктрины. Такая «зло-
бодневность» приводит к безжизненности этих книг, так как вме-
сте со сменой общественных взглядов многие из них обречены на
забвение. Вульгарно-социологический подход, при котором худо-
жественная ценность произведения определялась наличием в нем
востребованных эпохой социальных идей, долгие годы был гос-
подствующим в советской критике. При этом «удобным» произве-
дениям давалась завышенная оценка.
В связи с этим возникает проблема оценки детской литературы.
Она непроста и зависит не только от идейных установок, но и от
ожиданий самих читателей. Идя навстречу этим ожиданиям, пи-
сатель может повторять уже оправдавшие себя приемы и образы
(клише), считая, что не умудренный литературным опытом чита-
тель не заметит подделки. Это приносит успех книге вопреки ее
литературным достоинствам. Так создается пласт литературного
китча, куда входят также второсортные пересказы известных про-
изведений и малохудожественные переводы. Поэтому так важна
критика детской литературы, которая позволит не только дать
объективную оценку произведению, но и найдет причины его
популярности среди читателей. Детская литература и ее критика
смыкаются с социологией и психологией детского чтения. Одна-
ко нужно помнить, что в роли критика детской книги выступает
каждый, кто обращается к книге для чтения ребенку или для
работы с детьми. Следовательно, необходимо знать историю дет-
ской литературы, понимать ее специфику и художественные осо-
бенности.
3. Пути изучения детской литературы
и детской книги
Детская литература является частью мировой литературы, и
поэтому к ней применимы те же методики и приемы, с которыми
подходят к изучению литературы «взрослой». Одна из основных
методик — целостный анализ художественного произведения. Глав-
ная цель такого анализа заключается в том, чтобы, характеризуя
отдельные компоненты литературного произведения (сюжет, ком-
позиция, стиль), создать цельное представление о его содержа-
нии. Помехой таким исследованиям служат представления о про-
стоте детской литературы, будто она не подлежит полноценному
литературоведческому анализу. Но работа учителя, воспитателя
предполагает рассказ именно о конкретных литературных произ-
ведениях, и приемы целостного литературного анализа здесь про-
сто необходимы.
Целостный анализ литературного произведения часто идет рука
об руку с изучением творчества писателей. Произведение в таком
случае рассматривается не самостоятельно, а как частица твор-
ческого пути писателя. Работ о классиках детской литературы до-
вольно много. Из них можно узнать не только о произведениях
писателя, но и о его биографии.
Детская литература является частью литературного процесса в
целом. Но у детской литературы есть и своя собственная история.
Поэтому издаются материалы по истории детской литературы,
выпускаются биобиблиографические словари детских писателей.
Социология детского чтения изучает восприятие книги чита-
телями различных слоев общества и разных возрастных групп. Это
помогает создать портрет читателя определенной эпохи. Совре-
менные социологические исследования в области чтения позво-
ляют судить о читательских предпочтениях, о реальных интересах
ребенка-читателя. Знание такого подхода к детской книге помогает
учителю и воспитателю в его работе. Восприятием детской книги
специалисты занимаются и в психолого-педагогическом аспекте —
они ищут те пути, которые приведут ребенка к книге.
Исследование детской литературы связывается с самой детской
книгой, ее издательской и читательской судьбой. Предметом ис-
следования становится книга как художественный феномен. По-
этому особый интерес вызывает детская книжная иллюстрация.
Иллюстрации в детской книге свидетельствуют об индивидуаль-
ном прочтении и толковании произведения, которое зависит как
от личности художника, так и от требований времени.
Литературно-критический подход к детской литературе явно
преобладает над всеми остальными. Это связано с тем, что специ-
алисты по детской литературе часто выступают в роли популяри-
заторов детской книги. Поэтому много книг по рекомендательной
библиографии («Что читать ребенку»). Они объединяют произве-
дения по различным тематическим рубрикам и адресуют их чита-
телям определенного возраста. С такими указателями работают и
учителя, и воспитатели; более того, они сами выступают в роли
составителей рекомендательных списков, что требует библиогра-
фических навыков.
Данный учебник по детской литературе ставит перед собой
прежде всего задачи литературоведческого характера, ведь дет-
ская литература — это искусство слова. Через обзор творчества
отдельных детских писателей и их произведений, через изучение
жанров и стилей раскрывается широкая панорама детской лите-
ратуры. В свою очередь она дает представление и об объеме дет-
ского чтения, и об особенностях восприятия детской книги, и о
тех возможностях, которые открывает детская литература в обла-
сти воспитания и образования ребенка.
Вопросы и задания
1. Какие функции выполняет детская литература в обществе?
2. В чем состоит специфика детской литературы?

Оставить заявку на описание
?
Содержание
Предисловие

Введение

Глава 1. Фольклор

Глава 2. Литература Древней Руси и эпохи Просвещения в детском чтении

Глава 3. Европейская литература XVII—XVIII веков в детском чтении
Глава 4. Русская детская литература первой половины XIX века

Глава 5. Зарубежная сказка эпохи романтизма

Глава 6. Русская детская литература второй половины XIX века
Глава 7. Русская детская литература первой половины XX века
Глава 8. Русская детская литература второй половины XX века

Глава 9. Зарубежная детская литература конца XIX — XX века

Глава 10. Познавательная литература для детей

Послесловие

Список рекомендуемой литературы
Штрихкод:   9785769575709
Аудитория:   12 лет и старше
Бумага:   Офсет
Масса:   440 г
Размеры:   215x 145x 20 мм
Тираж:   1 000
Литературная форма:   Учебник
Сведения об издании:   3-е издание
Тип иллюстраций:   Без иллюстраций
Отзывы
Найти пункт
 Выбрать станцию:
жирным выделены станции, где есть пункты самовывоза
Выбрать пункт:
Поиск по названию улиц:
Подписка 
Введите Reader's код или e-mail
Периодичность
При каждом поступлении товара
Не чаще 1 раза в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Мы перезвоним

Возникли сложности с дозвоном? Оформите заявку, и в течение часа мы перезвоним Вам сами!

Captcha
Обновить
Сообщение об ошибке

Обрамите звездочками (*) место ошибки или опишите саму ошибку.

Скриншот ошибки:

Введите код:*

Captcha
Обновить